АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград
27 апреля 2009 года Дело № А12-7484/2009
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Павловой С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Павловой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шулятева Вадима Витальевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Волгограда
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Шулятев В.В., паспорт
от административного органа – Леднев В.Г., представитель по доверенности
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель Шулятев Вадим Витальевич (далее Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Волгограда (далее – Инспекция) от 06.04.2009г. № 009848 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Предприниматель настаивает на заявленных требованиях.
Инспекция просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считает постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы сторон, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего:
Как следует из материалов дела, постановлением Инспекции от 06.04.2009 г. предприниматель привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей за нарушение ст.2 Закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в связи с неприменением продавцом Киселевой Н.Г. контрольно-кассовой техники при денежном наличном расчете за проданный товар на сумму 7 руб. 00 коп.
Основанием для принятия решения послужили материалы проверки деятельности предпринимателя, проведенной 23.03.2009 г., результаты которой отражены в акте проверки № 008303 от 23.03.2009г., акте о проверке наличных денежных средств кассы от 23.03.2009г., протоколе изъятия вещей и документов №И-344419068 от 23.03.2009г.
По факту выявленного правонарушения, 24.03.2009г. Инспекцией в присутствии предпринимателя составлен протокол № 011264 об административном правонарушении.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждено, что предпринимателем предприняты все меры для соблюдения его работниками требований статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Так, в киоске предпринимателя имелась контрольно-кассовая техника модели ЭКР 2102К заводской номер 1589825 2007 года выпуска, что нашло отражение в акте проверки №008303 от 23.03.2009г. В трудовом договоре с продавцом Киселевой Н.Г. предусмотрено, что он обязан строго выполнять правила торговли, установленные действующим законодательством, и нести ответственность за неисполнение вышеуказанных правил; Работнику запрещается работа без контрольно-кассовой машины или при ее неисправности.
Таким образом, предпринимателем приняты все зависящие от него меры в целях соблюдения продавцом, работающем в принадлежащем ему киоске, законодательства по применению контрольно-кассовой техники, вина предпринимателя в выявленном правонарушении отсутствует, в связи с чем основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее:
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Судом установлено, что факт неприменения Предпринимателем ККТ установлен в результате приобретения сотрудниками Инспекции товара, в киоске, расположенном по адресу: г.Волгоград, пр.Ленина, остановка троллейбуса «Площадь Ленина», принадлежащим Предпринимателю, а именно: одного пакетика семечек по цене 7 руб. 00 коп. Факт передачи сотрудниками Инспекции денежных средств продавцу магазина, принадлежащего Предпринимателю, в сумме 7 руб. 00 коп. для приобретения указанного товара, подтверждается актом проверки N 008303 от 23.03.09 г..
В силу ст.6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ проверочная закупка допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Довод Инспекции о том, что произведенная покупка не является контрольной закупкой судом не принимается. Покупка товара была произведена в целях проверки применения контрольно-кассовой техники и подобная проверка должна проводиться в установленном порядке. Кроме того, закон о контрольно-кассовой технике не предусматривает такого способа контроля, более того, прямой запрет на проведение таких мероприятий, как контрольная закупка, содержится в ведомственном нормативном документе, изданном налоговым ведомством - Методические рекомендации по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены Госналогслужбой России и Департаментом налоговой полиции России 29.07.1994, 03.08.1994 N НИ-6-14/281, ВЯ-1155). Согласно пункту 1.9 этого документа: "Правом контрольной закупки налоговые органы не наделены, вместе с тем оно имеется у работников органов внутренних дел и инспекции по торговле, которые привлекаются к участию в проверках. Поэтому в целях получения фактических данных (доказательств) правильного применения контрольно-кассовых машин рекомендуется во время проверок производить указанными работниками контрольные закупки и оформлять их актами, которые прилагаются затем к акту проверки предприятия".
Как следует из материалов проверки, сотрудники милиции в проверочных мероприятиях не участвовали.
Таким образом, доказательства, полученные в рамках проведения лично сотрудниками Инспекции проверочной закупки, в силу ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ не могут считаться надлежащими доказательствами по административному делу. Иных доказательств совершенного правонарушения не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Волгограда от 06.04.2009 г. № 009848 о привлечении индивидуального предпринимателя Шулятева Вадима Витальевича к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.5. КоАП РФнезаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Волгограда от 06.04.2009 г. № 009848 о привлечении индивидуального предпринимателя Шулятева Вадима Витальевича 17.06.1969 года рождения, место рождения г.Волгоград, зарегистрированного по адресу: 400059, г.Волгоград, ул.Одаевского, 52-98, ИНН 344700145838, к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.5. КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.В. Павлова