Дело № 2а-391/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «24» сентября 2018 года
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Денисова С.А.,
при секретаре судебного заседания Журкиной-Бородиной Л.В.,
с участием представителя административного истца – Ковалева Е.А., действующего на основании доверенности от 05.06.2018 года,
административного ответчика - представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области Мельникова А.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2018 года № 27,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сухова И.Г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Сухов И.Г. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области, УФНС России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование административного искового заявления указано, что решением Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области № 4192 от 25.05.2018г. по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2015 год, Сухов И.Г. привлечён к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 10369 руб. 95 коп., по п.1 ст.119 НК РФ в сумме 15554 руб. 93 коп., а также ему доначислен НДФЛ в сумме 414 798 руб., пени в размере 84881 руб. 46 коп..
Решением УФНС России по Волгоградской области № 866 от 03.08.2018 года решение инспекции было отменено в части допущенной Инспекцией технической ошибки в мотивировочной части решения. Постановлено Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области в течение 5 дней с даты получения решения произвести перерасчет суммы НДФЛ, соответствующих сумм пени и штрафа с учетом мотивировочной части настоящего постановления.
Считает решение налоговой инспекции незаконным, поскольку в ходе мероприятий налогового контроля налогоплательщиком было представлено два отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненные оценщиком С.. Рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № на 13.04.2015-06.05.2015г. составляет 286 734 руб., рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № на 18.06.2015-23.06.2015г. составляет 83 200 руб.
Таким образом, сумма подлежащего уплате НДФЛ, исходя из рыночной стоимости земельных участков, составляет 48092 руб.
Однако, налоговым органом налоговая база была исчислена исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, в суммах 2 999 435 руб. и 561250 руб. соответственно. Сумма НДФЛ к уплате по данным МИФНС составила – 462 889 руб.
Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка без подтверждения того, что она отражает реальный размер дохода, не может применяться налоговым органом для исчисления налоговой базы. Налоговая база, по мнению заявителя, должна определяться исходя из рыночных цен.
Просил признать незаконными и отменить решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области № 4192 от 25.05.2018 года и решение УФНС по Волгоградской области № 866 от 03.08.2018 года.
Административный истец Сухов И.Г., надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, доверил представление своих интересов Ковалеву Е.А..
Представитель административного истца по доверенности Ковалев Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что применение кадастровой стоимости для исчисления налоговой базы установлено только с 01.01.2016 года, тогда как сделки были совершены в 2015 году.
Административный ответчик – представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области по доверенности Мельников А.А. в судебном заседании административный иск не признал, возражал против его удовлетворения. Пояснил, что оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области № 4192 от 25.05.2018 года является законным и обоснованным.
Временно исполняющая обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области М. в судебное заседание не явилась, представила в материалы дела письменные возражения (том 1, л.д. 69-77).
Представитель административного ответчика УФНС России по Волгоградской области в суд не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещён надлежаще (том 1, л.д. 63), причин неявки и их уважительности суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика – Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области по доверенности, оценив изложенные в административном исковом заявлении и возражениях на него доводы, исследовав представленные доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданину предоставляется право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
По общему правилу, закрепленному в пункте 18.1 статьи 217 НК РФ, доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, не облагаются налогом, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев между лицами, которые не являются членами семьи и (или) близкими родственниками.
При получении от физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения, гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет (подпункт 7 пункта 1, пункт 2 статьи 228 Кодекса).
Судом установлено, что на основании договоров дарения от 13.04.2015г. и от 18.06.2015г. Суховым И.Г. в собственность были приобретены земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Согласно отчету № 42/2017-он, изготовленному индивидуальным предпринимателем – оценщиком С., рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, в период 13.04.2015-06.05.2015 года составляла 286 734 рубля.
Согласно отчету № 41/2017-он, изготовленному индивидуальным предпринимателем – оценщиком С., рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, в период 18.06.2015-23.06.2015 года составляла 83 200 рублей.
Исходя из этого, общая стоимость указанных объектов (налогооблагаемая база) истцом была исчислена в размере 369 934 рубля.
Как следует из акта камеральной налоговой проверки № 15023 ДСП от 10.04.2018 года, Сухов И.Г. представил в Межрайонную ИФНС России № 7 по Волгоградской области налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 год от дохода, полученного в виде экономической выгоды от полученных в дар указанных земельных участков (земли сельхозназначения).
Согласно сведениям, полученным налоговым органом из Росреестра и информации о кадастровой стоимости земельных участков, полученной с сайта Росреестра, кадастровая стоимость объекта недвижимости (земли сельхозназначения), кадастровый №, находящегося по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015г. составила 561 250 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости (земли сельхозназначения), кадастровый №, находящегося по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015г. составила 2 999 435 рублей.
Общая кадастровая стоимость вышеуказанных объектов полученных в 2015 году в дар налогоплательщиком Суховым И.Г. составила 3 560 685 рублей.
Таким образом, налоговым органом в декларации налогоплательщика выявлено занижение полученного в 2015 году дохода в порядке дарения, что привело к занижению налогооблагаемой базы на сумму 3 190 751 рубль, и занижение исчисленной суммы налога по НДФЛ за 2015 год в размере 414 798 рублей.
Кроме того, в ходе проведения камеральной проверки было установлено, что Суховым И.Г., были нарушены сроки представления налоговой декларации в налоговую инспекцию на 19 полных месяцев и 1 неполный месяц, поскольку декларация по НДФЛ за 2015 год представлена 29.12.2017 года.
Решением Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области № 4192 от 25.05.2018 года Сухов И.Г. был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.210 НК РФ (занижение налогооблагаемой базы), за которое начислена недоимка в размере 414 798 руб.; по п.1 ст.119 НК РФ (несвоевременное представление налоговой декларации), за которое назначен штраф в размере 15 554 руб. 93 коп.; по п.1 ст.122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налога), за которое назначен штраф в размере 10 369 руб. 95 коп.; по ст. 75 НК РФ пени в размере 84 881 руб. 46 коп..
Решением УФНС России по Волгоградской области № 866 от 03.08.2018 года решение инспекции было отменено в части допущенной Инспекцией технической ошибки в мотивировочной части решения, касающейся указания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 999 435 руб., вместо правильной – 2 993 455 руб.. Постановлено Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области в течение 5 дней с даты получения решения произвести перерасчет суммы НДФЛ, соответствующих сумм пени и штрафа с учетом мотивировочной части настоящего постановления.
Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области произведен перерасчет, в соответствии с которым сумма доначислений по сроку уплаты до 03.08.2018г. составила 524 619 руб. 78 коп., из которых: сумма налога 414 021 руб. 00 коп.; сумма штрафных санкций 25876 руб. 32 коп. (штраф, исчисленный в соответствии со ст.119 НК РФ – 15525,79 руб., в соответствии со ст.122 НК РФ – 10350,53 руб.); сумма пени 84 722 руб. 46 коп..
Доводы истца о несогласии с выводами налогового органа в оспариваемом решении об исчислении налогооблагаемой базы исходя из кадастровой стоимости, в результате чего, ему был доначислен налог, суд считает несостоятельными.
Согласно п.1 ст.391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 статьи 66 Кодекса (в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости).
Согласно п.6 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015 г, налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества.
Главой 23 НК РФ прямо не определено, на основании каких именно документально подтвержденных данных о стоимости имущества гражданин обязан исчислять налог в случае получения имущества в дар от другого физического лица.
В силу закрепленных в статье 3 Кодекса основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 Кодекса).
Поэтому в рассматриваемой ситуации надлежит исходить из положений пункта 3 статьи 54 Кодекса, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения.
К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, полученные из органов технической инвентаризации, одной из целей определения которой является налогообложение физических лиц.
В ситуации, когда не установлена недостоверность официальных сведений о стоимости имущества, на основании которых гражданином был исчислен и уплачен налог, достаточные основания для взыскания с него недоимки отсутствуют.
Согласно п.1 Правил организации проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 316, органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области утверждена Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.11.2003 года № 2577-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель".
Учитывая, что сведения о рыночной стоимости указанных выше объектов недвижимости – земельных участков на дату дарения имущества у налогоплательщика Сухова И.Г. отсутствовали, он был обязан использовать кадастровую стоимость земельных участков, установленную для целей налогообложения. В материалах камеральной налоговой проверки отсутствуют доказательства того, что у налогоплательщика имелись достоверные сведения о рыночной стоимости земельных участков на дату заключения указанных сделок.
На момент получения в дар земельных участков и в ходе камеральной проверки Сухов И.Г. в комиссию по рассмотрению споров определения кадастровой стоимости не обращался, в том же налоговом периоде не оспорил кадастровую стоимость земельных участков в судебном порядке.
Таким образом, в связи с отсутствием сведений о рыночной стоимости объектов налогообложения, выводы налогового органа об определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости являются правильными.
Суд учитывает и то обстоятельство, что Отчеты № 41/2017-он и № 42/2017-он, на момент совершения оспариваемой сделки у истца Сухова И.Г. отсутствовали, поскольку были изготовлены только 26.12.2017г., то есть за три дня до подачи декларации, поэтому сведения о кадастровой стоимости, которые применены налоговым органом на момент совершения сделки были единственной официальной информацией о стоимости земельных участков.
При этом, доводы в административного истца в исковом заявлении о возможности применения рыночной стоимости для определения налоговой базы при дарении земельных участков со ссылкой на письма ФНС России от 16.11.2012г. и Минфина России от 27.08.2012г., не влекут безусловного удовлетворения требований административного истца, поскольку данные разъяснения не имеют нормативного характера и обязательными для суда не являются.
Таким образом, налоговый орган правомерно пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДФЛ за 2015 года и правомерно исчислил сумму недоимки (с учетом перерасчета) в размере 414 021 руб.. С указанными выводами налоговой инспекции суд соглашается, считает их правомерными.
В соответствии со ст. 229 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, налоговая декларация за 2015 год должна быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 30.04.2016 года.
Фактически налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2015 год была представлена Суховым И.Г. 29.12.2017, то есть с нарушением срока, установленного п. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
При указанных обстоятельствах, учитывая приведенные положения закона, Сухов И.Г. обоснованно был привлечен к налоговой ответственности за несвоевременное предоставление налоговой декларации в виде штрафа (с учетом перерасчета) в размере 15 525 руб. 79 коп..
Согласно п.1 ст.122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
В связи с этим правомерным является и привлечение Сухова И.Г. к налоговой ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы (с учетом перерасчета) в размере 10 350 руб. 53 коп..
Размер наложенных на Сухова И.Г. штрафов определен в соответствии с требованиями закона, оснований не согласиться с решением налоговой инспекции в данной части также не имеется.
В соответствии со ст. 57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку в результате занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, налогоплательщиком не уплачена сумма налога в полном размере, решение в части начисления налогоплательщику пени является правильным. Расчет пени судом проверен и признан правильным.
В решении налогового органа все значимые обстоятельства установлены правильно, учтены обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые решения налогового органа приняты в соответствии с требованиями закона, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Сухову И.Г. в удовлетворении административного искового заявления к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы России по <адрес> о признании незаконным и отмене решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Новоаннинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2018 года с помощью компьютера.
Председательствующий судья ________________ С.А. Денисов