Дело № 2А-1270/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 мая 2018 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Административного истца – Гальцева А.И.,
Представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности – Брыкина А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гальцева А. И. об оспаривании решения, действия (бездействия) и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
У с т а н о в и л :
Административный истец Гальцев А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным бездействие и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Захаряна А.А., которое выразилось в нерассмотрении в установленный законом срок обращения Гальцева А.И. от 20.12.2017 года с просьбой провести проверку изложенных фактов и обязать осужденного С. привести земельные участки в первоначальный вид; и в ненаправлении (не предоставлении) Гальцеву А.И. письменного ответа по существу поставленных в обращении от 20.12.2017 года вопросов или уведомлении о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; просит обязать и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Захаряна А.А.устранить допущенные нарушения прав административного истца.
Административный истец указывает, что 20 декабря 2017 года он обратился к прокурору г.Серпухова Московской области с заявлением в отношении С., который самовольно занимает земельные участки с кадастровыми <номер> и <номер>, что земельные участки продолжают стоять огороженные металлическим забором по периметру, на территории стоят незаконные строения, огромные двухэтажные навесы, бытовки, туалеты на продажу и хранятся различные строительные материалы, вся территория этих участков была ранее незаконно засыпана строительным боем поверх плодородного слоя земли и затем заасфальтирована.
Гальцев А.И. ссылается, что в своем заявлении просил провести проверку и обязать осужденного С. привести эти участки в первоначальны вид, а именно: за свой счет демонтировать ограждение по периметру этих земельных участков, снести все постройки на этой территории, вывезти на полигон отходов весь строительный бой и сухой асфальт, восстановить плодородный слой почвы.
В январе 2018 года на вышеуказанное заявление Гальцев А.И. получил ответ первого заместителя Серпуховского городского прокурора Кукушкина В.А. от 18.01.2018 года № 271ж-17 о направлении в адрес и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Захаряна А.А. копии обращения Гальцева А.И. о нарушениях земельного законодательства для проведения проверки в пределах предоставленной компетенции и полномочий по осуществлению контроля за исполнением предписания ТО Росреестра, с сообщением о результатах проверки в Серпуховскую городскую прокуратуру и заявителю Гальцеву А.И. в установленный законом срок.
Административный истец ссылается на положения п.1 ст.2, п.3 и п.4 ст.5, п.1 ст.9, п.1.ст.12, ст.15 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ и указывает, что по настоящее время обращение Гальцева А.И. не рассмотрено в установленный законом срок и по настоящее время ему не направлен письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о направлении обращение на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В судебном заседании административный истец Гальцев А.И. просил удовлетворить заявленные им исковые требования частично, так какпервое заявленное требование в настоящее время неактуально, так как представлены документы о том, что проведена проверка по его заявлению, но Захаряном А.А. пропущен срок направления ответа на обращение, поскольку ответ был получен истцом только после обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. Просит суд наказать административного ответчика, который пропустил срок для дачи ответа, и вынести решение о привлечении и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Захаряна А.А. к дисциплинарной ответственности.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности – Брыкин А.А. возражал против заявленных требований, пояснив, что 08.02.2018 года в отдел поступило письмо из прокуратуры с приложением обращения Гальцева А.И., который требовал провести проверку и обязать С. привести земельные участки в первоначальный вид. По поводу данных участков были еще обращения, в связи с чем проведена совместная выездная проверка, по результатам которой было возбуждено административное производство по факту самовольного занятия земельных участков С. Виновник привлечен к административной ответственности. Полагает требования истца не обоснованными, поскольку проверка проведена. Второе требования истца состоит в том, что нарушено его право в ненаправлении ему ответа, однако истец подтверждает, что ответ им получен, бездействия здесь нет, в связи с чем просит отказать в удовлетворении административного иска. Ответ был направлен 05.04.2018 по окончании проведения проверки.
Административный ответчик и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Захарян А.А. в судебное заседание не прибыл, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела. Представил в суд письменные возражения по заявленным требованиям, в которых указал, что 08.02.2018 года в межмуниципальный отдел по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области поступило письмо Серпуховской городской прокуратуры от 18.01.2018 года № 271ж-17 с приложением обращения Гальцева А.И. о нарушениях земельного законодательства для проведения проверки в пределах предоставленной компетенции и полномочий и осуществления контроля за исполнением предписания ТО Росреестр. 19.02.2018 года проведена выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства по земельным участкам с кадастровыми <номер> и <номер>, по результатам которой выявлено нарушение по ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В отношении виновного в совершении административного правонарушения С. вынесено постановление о назначении административного наказания от 02.04.2018 года. О результатах рассмотрения обращения Гальцева А.И. письмом от 05.04.2018 года № РСисх32-11-465/18 была уведомлена Серпуховская городская прокуратура, а также уведомлен заявитель Гальцев А.И.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
В силу ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Судом установлено, что 20.12.2017 года Гальцев А.И. обратился с заявлением на имя прокурора г.Серпухова Денисова Р.Н., в котором указал, что судебным постановлением установлено, что С. незаконно завладел двумя земельными участками с кадастровыми <номер> и <номер>, которые решением суда сняты с кадастрового учета и возвращены в собственность и земельный оборот государства. Однако по состоянию на 10 декабря 2017 года эти участки продолжают стоять огороженными металлическим забором по периметру, на территории стоят незаконные строения, двухэтажные навесы, бытовки, туалеты на продажу и хранятся различные строительные материалы. Вся территория этих участков была ранее незаконно засыпана строительным боем поверх плодородного слоя земли и заасфальтирована. Доступ граждан на государственные земли незаконно ограничен осужденным С. На основании изложенного просит провести проверку и обязать осужденного С. привести эти участки в первоначальный вид, а именно: за свой счет демонтировать ограждение по периметру этих земельных участков, снести все постройки на этой территории, вывезти на полигон отходов весь строительный бой и сухой асфальт, которыми он покрыл всю территорию участков, восстановить плодородный слой почвы.
18.01.2018 года копия вышеуказанного обращения Гальцева А.И. в соответствии с положениями ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» направлена и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Захаряну А.А. для проведения проверки в пределах предоставленной компетенции и осуществления контроля за исполнением предписания ТО Росреестра. О результатах проверки необходимо было сообщить в городскую прокуратуру и заявителю в установленный законом срок.
Вышеуказанные документы поступили в межмуниципальный отдел по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 08.02.2018 года и зарегистрированы за № 32-11-465.
19.02.2018 года Серпуховским городским прокурором, первым заместителем Серпуховского городского прокурора, заместителем Серпуховского городского прокурора, главным специалистом межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, экспертом отдела земельных отношений администрации Серпуховского муниципального района проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении трех земельных участков, расположенных в <адрес>, и имеющих кадастровые <номер>, <номер> и <номер>. По результатам проверки установлено, что ИП К. для осуществления свой деятельности самовольно занял земельный участок с кадастровым <номер>, являющийся федеральной собственностью, в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, а ИП С. для осуществления свой деятельности самовольно занял два земельных участка, ранее имевших кадастровые <номер> и <номер>, являющиеся федеральной собственностью, в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на них. Установленные факты являются основанием для возбуждения в отношении ИП К. и ИП С. дела об административном правонарушении по ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
29 марта 2018 года заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель – главным специалистом-экспертом межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении С., в отношении которого 2 апреля 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 03 апреля 2018 года С. привлечен к административной ответственности по ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей, который был оплачен 04.04.2018 года.
5 апреля 2018 года и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Захарян А.А. сообщил первому заместителю городского прокурора Кукушкину В.А. и Гальцеву А.И. о рассмотрении заявления последнего. Административному истцу сообщалось о проведении 19.02.2018 года Серпуховской городской прокуратурой с приглашением сотрудника ТО Росреестра выездной проверки соблюдения земельного законодательства по земельным участкам с кадастровыми <номер> и <номер>, по итогам которой выявлено нарушение ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Разъяснено право ознакомления с результатами проверки в отделе с указанием адреса и времени работы отдела.
Как следует из содержания заявления Гальцева А.И., направленного из прокуратуры города Серпухова в межмуниципальный отдел по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, оно не было связано с предоставлением государственной услуги Росреестром, следовательно, не являлось жалобой на нарушение порядка предоставления государственных услуг, поэтому подлежало рассмотрению в порядке, установленном положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона № 59-ФЗ, установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Статья 22 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В силу ст.9 указанного Закона обращение подлежит обязательному рассмотрению.
На основании ст.5 указанного Федерального закона гражданин, направивший обращение, вправе получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов (п.3); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч. 3).
В силу части 1 статьи 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с положениями ч.2 ст.12 в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Как усматривается из представленных в суд письменных документов, административным ответчиком было рассмотрено обращение Гальцева А.И. о проведении проверки использования земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, поступившее из прокуратуры города Серпухова. Административным ответчиком были проведены действия по проверке фактов, изложенных заявителем, в соответствии с действующим законодательством и в пределах компетенции, по результатам которых было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ИП С., который был привлечен к административной ответственности.
О результатах проведенной проверки, как было указано в сопроводительном письме первого заместителя городского прокурора, административным ответчиком были уведомлены городская прокуратура и заявитель, которому дан полный и мотивированный ответ с разъяснением права ознакомления с результатами проверки. Получение ответа на свое заявление административным истцом не оспаривается.
Поскольку Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ установлен общий порядок рассмотрения обращений граждан, таким образом, применение ч.2 ст.12 названного закона о продлении срока рассмотрения обращения о незаконности действий административного ответчика не свидетельствует.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу, что нерассмотрение заявления Гальцева А.И. в срок, установленный ч.1 ст.12 Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ и не сообщение о продлении срока проведения проверки по заявлению, не требует принятия судебного решения в целях защиты прав, законных интересов административного истца.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Гальцевым А.И. требований, суд исходит из того, что обращение административного истца рассмотрено компетентным должностным лицом, по результатам проведенной проверки фактов, указанных в заявлении, заявителю дан ответ, в связи с чем со стороны и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области бездействия, нарушающего права либо свободы заявителя, не допущено.
Исходя из анализа положений ст.227 КАС РФ, а также из обстоятельств настоящего дела, учитывая, что на момент рассмотрения дела административный истец получил ответ на свое заявление, в том, числе путем ознакомления с материалами настоящего дела, и судом не установлено, что ответ административного ответчика либо его действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и являются нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, следовательно, бездействие административного ответчика в данном случае отсутствует.
Принимая во внимание отсутствие бездействия со стороны должностного лица межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, вопрос о законности и обоснованности действий данного административного ответчика по рассмотрению заявления Гальцева А.И. оценке не подлежит, поскольку требования о признании таких действий незаконными не являлись предметом рассмотрения настоящего дела, а в соответствии с положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Гальцева А. И. о признании незаконным бездействия и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по рассмотрению в установленный законом срок обращения Гальцева А. И. от 20.12.2017 года и не направлении письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов или уведомления о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; обязать и.о.начальника межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенные нарушения прав Гальцева А. И. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 10 мая 2018 года