РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2а-189/2019
22 октября 2019 года г. Тверь
Тверской гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Попова А.В.; с участием представителя административного истца – военнослужащего Управления Росгвардии по Тверской области старшего прапорщика Сарычева М.Н. – Осипова С.А., при секретаре судебного заседания Скопинцеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению Осипова С.А., поданному в интересах Сарычева М.Н., об оспаривании действий врио заместителя командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации по тылу - начальника тыла, связанных с отказом во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
УСТАНОВИЛ:
Осипов обратился в военный суд в интересах Сарычева с административным исковым заявлением, из которого и приложенных к нему документов усматривается, что с августа 2006 года Сарычев проходил военную службу по контракту в войсковой части 6533 (Внутренние войска МВД России) и с 30 ноября 2011 года являлся участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС). Приказом командира войсковой части 6533 от 30 ноября 2016 года № 256 с/ч Сарычев был уволен с военной службы в запас на основании подп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - по истечении срока контракта о прохождении военной службы и с 30 ноября 2016 года был исключен из реестра участников НИС.
23 апреля 2018 года Сарычев вновь поступил на военную службу по контракту в Управление войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области (далее – Управление по Тверской области) и 14 июня 2018 года начальником Управления был повторно представлен для включения в реестр участников НИС как поступивший добровольно на военную службу из запаса, имеющий право на учет накоплений, учтенных на момент исключения из реестра – 30 ноября 2016 года (категория «15»). Врио заместителя командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации по тылу - начальник тыла, отказался включить Сарычева в сводный список для включения в реестр по указанной категории.
Полагая, что эти действия вышеуказанного должностного лица не соответствуют положениям ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в редакции Федерального закона от 7 марта 2017 года. № 32-ФЗ, Осипов просил суд признать их неправомерными, обязать командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации повторно рассмотреть сводный список Управления и решить вопрос о включении Сарычева в реестр участников НИС по категории «15», а также возместить Сарычеву судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 9 октября 2019 года в качестве административного соответчика по делу было привлечено федеральное государственное казенное учреждение «Управление Центрального Оршанско-Хинганского Краснознаменного округа войск национальной гвардии Российской Федерации».
В судебном заседании Осипов поддержал заявленные требования и в их обоснование привел доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, административные ответчики в суд не прибыли.
При этом из возражений врио заместителя командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации по тылу - начальника тыла, усматривается, что поскольку Сарычев исключен из реестра участников НИС с 30 ноября 2016 года, изменения, внесенные в ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» Федеральным законом от 7 марта 2017 года № 32-ФЗ, к нему быть применены не могут, поскольку в силу ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Помимо этого, вышеуказанное должностное лицо отмечает, что Сарычев 20 июня 2008 года увольнялся в запас по этому же основанию и при заключении нового контракта о прохождении военной службы 30 ноября 2012 года имел воинское звание «сержант» и при возникновении оснований для включения в реестр НИС по льготной «04» категории с рапортом к командованию не обращался.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Сарычев с августа 2006 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 6533 (Внутренние войска МВД России) и с 30 ноября 2011 года являлся участником НИС.
Приказом командира войсковой части 6533 от 30 ноября 2016 года № 256 с/ч Сарычев был уволен с военной службы в запас на основании подп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - по истечении срока контракта о прохождении военной службы и с 30 ноября 2016 года был исключен из реестра участников НИС.
При этом выплату денежных средств, указанных в п.3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» Сарычев не получал.
23 апреля 2018 года Сарычев вновь добровольно поступил на военную службу по контракту в Управление по Тверской области и 14 июня 2018 года начальником Управления был повторно представлен для включения в реестр участников НИС как поступивший добровольно на военную службу из запаса, имеющий право на учет накоплений, учтенных на момент исключения из реестра – 30 ноября 2016 года (категория «15»). Врио заместителя командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации по тылу - начальник тыла, отказался включить Сарычева в сводный список для включения в реестр по указанной категории.
Помимо пояснений представителя Сарычева – Осипова, вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании: копией контракта Сарычева о прохождении военной службы; уведомлением о включении военнослужащего в реестр; личной карточкой участника НИС Сарычева; выпиской из приказа командира войсковой части 6533 от 30 ноября 2016 года № 256 с/ч; уведомлением об исключении Сарычева из реестра; списком для повторного включения в реестр участников НИС; и сообщением врио заместителя командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации по тылу - начальника тыла, от 17 июля 2019 года № 200/24-3992.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в редакции Федерального закона от 7 марта 2017 года. № 32-ФЗ, на именных накопительных счетах участников, которые были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», у которых при этом не возникло право на использование накоплений для жилищного обеспечения по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, и которые были включены в реестр участников по основанию, предусмотренному пунктом 14 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона (военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона), учитываются денежные средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именных накопительных счетах участников на день возникновения оснований для исключения их из реестра участников.
Как усматривается из приложения № 3 к Порядку реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденному приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 марта 2017 года № 79 в списке для повторного включения в реестр участников НИС военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, в позиции «Категория участника» указывается категория участника НИС:
15 - военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 117-ФЗ, и были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона № 117-ФЗ, или общая продолжительность военной службы которых на дату исключения из списков личного состава воинской части составляла 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении;
16 - военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона № 117-ФЗ основаниям и не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 117-ФЗ, или не воспользовались правом стать участниками.
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной, в частности, в постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П, любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства. соразмерны им. в свою очередь. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Анализ положений нормативных правовых актов в сфере регулирования статуса военнослужащих позволяет прийти к выводу о том, что законодатель, предоставляя те или иные права, гарантии и блага, стимулирует таким образом военнослужащих длительное время находиться на военной службе и при этом создает условия, при которых военнослужащим выгодно безупречно выполнять свой воинский долг, поскольку именно от этих объективных и справедливых критериев зависит тот объем и уровень материальных и социальных гарантий предоставленных государством, на которые военнослужащий вправе претендовать.
Исходя из содержания ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» данная гарантия предоставляется военнослужащим, в период прохождения военной службы которых имелся отрезок времени участия в НИС, служба которых закончилась в связи с их увольнением с военной службы по одному из не дискредитирующему основанию, если при этом у них не возникло право на использование накоплений как участника НИС.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая длящийся публично-правовой характер правоотношений между государством (в лице соответствующих органов военного управления) и военнослужащим, связанных с участием в НИС, сопровождающийся непрерывным возникновением новых прав и обязанностей между сторонами, суд приходит к выводу о том, что изменение, внесенное в ч. 7.1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, порождало право Сарычева на учет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных за предыдущий период военной службы, а правило недопустимости придания закону обратной силы в данном случае неприменимо, поскольку в ином случае это будет дифференцировать объем прав и обязанностей военнослужащих, относящихся к одной категории в зависимости от времени заключения контракта о прохождении военной службы, и необоснованно приравнивать военнослужащих, которые в течение срока контракта безупречно исполняли свои служебные обязанности, но ввиду каких-либо обстоятельств были уволены с военной службы, после чего поступили на военную службу по контракту до 7 марта 2017 года, к тем лицам, которые были уволены с военной службы по дискредитирующему основанию, в связи с чем поданное в интересах Сарычева административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
При этом суд также исходит из того, что каких-либо условий о временных периодах предыдущих сроков участия военнослужащего в НИС для применения положений ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» вышеуказанный Закон не содержит.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления, понесенные Сарычевым судебные расходы, состоящие из уплаченной им государственной пошлины в размере 300 руб., в соответствии со ст. 111 КАС РФ подлежат взысканию в его пользу с Управления Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Осипова Сергея Алексеевича, поданное в интересах Сарычева Максима Николаевича, об оспаривании действий врио заместителя командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации по тылу - начальника тыла, связанных с отказом во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, удовлетворить.
Признать неправомерными – не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца Сарычева М.Н. действия врио заместителя командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации по тылу - начальника тыла, связанные с отказом во включении Сарычева М.Н. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, по причине неверной категории включения.
Обязать командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации повторно рассмотреть сводный список Управления войск национальной гвардии по Тверской области и решить вопрос о включении Сарычева М.Н. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по категории «15» приложения № 3 к Порядку реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденному приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 марта 2017 года № 79.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Управление Центрального Оршанско-Хинганского Краснознаменного округа войск национальной гвардии Российской Федерации» в пользу Сарычева М.Н. судебные расходы в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий