Дело № 2-764/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2019 года г. Нефтекамск
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рахимовой С.К.,
при секретаре Фазыловой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой В.М. к администрации городского округа г.Нефтекамск РБ о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Васильева В.М. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации городского округа г.Нефтекамск о признании собственности на жилой дом в порядке наследования. Свое заявление мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг Васильев Г.В. В течение установленного законом шестимесячного срока истец, являясь супругой умершего обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о права на наследство по закону. Остальные наследники дети наследователя от наследства отказались в пользу истца. Нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные средства на банковские счете в Нефтекамском отделении Сбербанк России №, вклад в размере 3750,89 руб. На момент смерти наследодателю принадлежал земельный участок общей площадью <данные изъяты><данные изъяты> по адресу: <адрес>, предоставленный в 80 х годах для ведения личного подсобного хозяйства. В 1997 году на данном земельном участке был построен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Однако правоустанавливающие документы на вышеуказанный жилой дом и земельный участок оформлены не были, в связи с чем свидетельство о праве на наследство в отношении данного имущества выдано не было. Согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина право на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес> принадлежал Васильеву Г.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После смерти наследодателя истец продолжал пользоваться вышеуказанным имуществом, проживая в доме. Кроме того истцом принято наследство в части денежного вклада официально, в настоящее время истец намерен оформить свои права на оставшуюся часть наследственного имущества в виде жилого дома и земельного участка.
Просила суд признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>., который расположен по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес> порядке наследования после смерти Васильева Г.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Васильева В.М. не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель истца - Жумабаева Л.Ж., действующая по доверенности, заявленные требования Васильевой В.М. поддержала, просила удовлетворить.
Третье лицо Васильев Ф.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истца, пояснив, что земельный участок был предоставлен его отцу Васильеву Г.В. и он возвел на участке дом. После смерти отца, он и его братья отказались от наследства, а его мать Васильева В.М. наследство приняла. При этом, пояснил, что он проживает в данном доме и оплачивает налоги, со стороны администрации требований об изъятии земельного участка не было.
Третье лицо Васильев Е.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истца.
Представитель ответчика администрации городского округа г. Нефтекамск в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
По правилам ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из свидетельства о смерти следует, что Васильев Г.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Васильева В.М. является супругой умершего Васильева Г.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака.
В целях принятия наследства Васильева В.М. обратилась к нотариусу с заявлением, в связи с чем было заведено наследственное дело. Наследственное имущество состояло из денежного вклада. Остальные наследники первой очереди дети умершего: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 отказались от наследства в пользу материи. Васильевой В.М. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады.
Из содержания искового заявления следует, что на момент смерти наследодателю принадлежал земельный участок и расположенный на нем жилой дом, поскольку правоустанавливающие документы в установленном порядке оформлены не были, нотариусом свидетельство о праве на наследство выдано не было.
Из кадастровой выписки, выданной 12 февраля 2019 года Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ, следует, что земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, имеет разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом по работе с территориями индивидуальной застройки администрации городского округа г.Нефтекамск РБ следует, что согласно записи в похозяйственной книге Ташкиновского сельского Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ № на странице 23, лицевой счет № ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения принадлежит на праве пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация», в архивных материалах учреждения отсутствуют сведения о правах (собственниках) на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес>.
Из отзыва, представленного Управлением Росреестра по РБ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> не имеется.
Из технического и кадастрового паспорта следует, что жилой дом с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, имеет общую площадь здания <данные изъяты> кв.м построен в 1997 году.
Согласно технического плана составленного кадастровым инженером ФИО10, здание с кадастровым номером № расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером №.
Из технического заключения составленного ООО «Проектный институт Башжилкоммунпроект» по результатам обследования жилого дома (литер А, а, а1), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> следует, что основные несущие конструкции обследуемого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в целом находятся в «удовлетворительном работоспособном состоянии» (по терминологии «Рекомендации по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам». На момент обследования строительные конструкции здания не представляют угрозы жизни и здоровью людей. Обследуемое здание пригодно для проживания. Противопожарные расстояния до жилых домов соседних земельных участков соответствуют требованиям СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Организованная малоэтажная застройка относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.4. Согласно п.7.9 СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные", степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности не нормируются для одноэтажных и двухэтажных домов. На соседнем участке (уч.№) строения отсутствуют, с западной стороны проходит проулок. При строительстве жилого дома соблюдены требования строительных норм и правил, противопожарные требования, санитарно-технические требования, требования экологической безопасности и градостроительные требования.
В силу положений ч. 9 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абзацем 4 п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если земельный участок предоставлен гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, то выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, является основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на этот земельный участок.
В соответствии с Законом РСФСР от 19 июля 1968 г. "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР", похозяйственная книга является документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов и содержит информацию о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящемся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
Запись в похозяйственной книге признавалась подтверждающей право собственности исходя из того, что в соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Госкомстатом СССР 25.05.1960 г., Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР 13.04.1979 г. N 112/5, а также утвержденными Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 г. N 69 данные книг похозяйственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Документы о принадлежности гражданину жилого дома, расположенного за пределами городской черты, на землях совхоза, колхоза выдавались в соответствии с записями из похозяйственной книги.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом.
Как разъяснено в п. 11 Постановления Верховного Суда РФ N 10 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой право собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, то это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению, в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Как следует копии похозяйственной книги в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, Васильев Г.В. проживал совместно с супругой Васильевой В.М. и детьми Васильевым О.Г., Васильевым Ф.Г., Васильевым В.Г., Васильевым Г.Г., Васильевым Е.Г.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также нормы права, суд приходит к выводу, что право собственности на указанный жилой дом по адресу: РБ, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, возникло у ФИО1 до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировано в соответствии с п.п. и 2 ст. 6 названного Закона. Следовательно, жилой дом до смерти принадлежали Васильеву Г.В. на праве собственности.
В пункте 36 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что под совершением действий свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ста.1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, Васильевой В.М. принято наследство в виде денежных вкладов после умершего супруга, следовательно, принятия часть наследства свидетельствует о принятии всего наследственного имущества в целом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что наследником, принявшим наследство, но не оформившими своих наследственных прав после смерти Васильева Г.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, является его супруга Васильева В.М.
Принимая во внимание указанные обстоятельства суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца и признании за ней права собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес> порядке наследования после смерти Васильева Г.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Васильевой В.М. к администрации городского округа г.Нефтекамск РБ о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, удовлетворить.
Признать за Васильевой В.М. право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> порядке наследования после смерти Васильева Г.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Верховный суд Республики Башкортостан через Нефтекамский городской суд.
Судья С.К. Рахимова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 июня 2019 года.