Д- № 2а – 363/2018 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2018 года г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Котельникова А.А., при секретаре Хлебновой Ж.Г., с участием представителя административного истца – Лысункина В.К., представителя административных ответчиков – Иванова А.Э., рассмотрев, в открытом судебном заседании в помещении суда, административное дело по административному исковому заявлению представителя Лысункина В.К., поданному в интересах <данные изъяты> Кузнецова О. И. об оспаривании бездействия начальника ФГКВОУВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее ВИ ВНГ), связанного с выплатой лицу из числа детей-сирот денежной компенсации в размере денежных средств, выделяемых образовательной организации для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования и единовременного денежного пособия в размере одного оклада денежного содержания,
У с т а н о в и л:
Кузнецов, проходящий военную службу по контракту и ранее обучавшийся в ВИ ВНГ, обратился, через своего представителя, в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие начальника ВИ ВНГ, связанное с выплатой ему как лицу из числа детей-сирот денежной компенсации в размере денежных средств, выделяемых образовательной организации для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования и единовременного денежного пособия в размере одного оклада денежного содержания;
- обязать начальника института произвести Кузнецову указанные денежные выплаты.
В связи с отказом представителя Лысункина от требования об обязании начальника института произвести выплату Кузнецову единовременного денежного пособия в размере одного оклада денежного содержания по причине фактической выплаты указанного пособия истцу и принятия этого отказа судом, определением от 25 сентября 2018 года производство по данному требованию было прекращено на основании п.3 ч.1 ст.194 КАС РФ.
Административный истец Кузнецов, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
Его представитель Лысункин в судебном заседании также просил рассмотреть дело без участия истца, все остальные вышеуказанные требования поддержал и считал необходимым их удовлетворить. В обоснование он указал, что <данные изъяты> Кузнецов является выпускником ВИ ВНГ 2018 года. В период прохождения службы и обучения в военном институте на него распространялись положения законодательства РФ о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как он являлся лицом из числа детей-сирот.
Согласно статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выпускники федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, - лица из числа детей-сирот обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием либо по желанию выпускника денежной компенсацией и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, которые установлены федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.
Приказом Росгвардии от 21.03.2018 N 86 утверждены нормы и порядок обеспечения выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении ФС ВНГ РФ, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием либо по желанию выпускника денежной компенсацией, а также единовременным денежным пособием. Указанным порядком установлено, что выдача комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования выпускникам производится не позднее дня выпуска из образовательной организации. Выпускникам по их желанию, изложенному в рапорте, выплачивается денежная компенсация в размере денежных средств, выделяемых образовательным организациям для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования, в соответствии с Нормой обеспечения. Выплата денежной компенсации выпускникам производится на основании приказа начальника образовательной организации не позднее дня исключения их из списков личного состава образовательной организации.
Представитель истца указал, что 6 июня 2018 года трое выпускников института из числа детей сирот, в том числе и Кузнецов, с письменными рапортами обратились к начальнику ВИ ВНГ о выплате им денежной компенсации в размере денежных средств, выделяемых образовательным организациям для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования. 10 июня состоялся выпуск Кузнецова из военного института. Однако пособие было выплачено только 31 августа, а указанная компенсация до настоящего времени истцу не выплачена. Таким образом, по мнению представителя, командованием института допущено незаконное бездействие по исполнению публичной обязанности выплатить компенсацию и тем самым нарушено право истца на социальную поддержку, как лицу из числа детей-сирот, предусмотренную вышеуказанными федеральным законом и приказом Росгвардии.
Лысункин заявил, что указанная командованием в письменном ответе причина невозможности выплаты компенсации до установления механизма ее расчета в ВНГ является незаконной и необоснованной, поскольку действующая вышеназванная норма федерального закона не может ставиться в зависимость от издания каких либо должностных инструкций по ее применению.
Представитель административных ответчиков Иванов, в судебном заседании требования истца не признал и просил отказать в их удовлетворении. Не оспаривая отнесение Кузнецова к лицам из числа детей-сирот и распространение на него законодательства по социальной поддержке данной категории граждан, он указал, что приказом начальника института от 9 июня 2018 года № 106 с/ч было установлено выплатить Кузнецову денежное пособие и денежную компенсацию после установления ее размера. В связи с поздним поступлением денежных средств на эти цели, указанное пособие в размере одного оклада денежного содержания было выплачено истцу 31 августа 2018 года. При этом, в настоящее время вопрос ценообразования на предметы одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ не урегулирован, в связи с чем, командование не может выплатить данную денежную компенсацию. Начальником института сделан запрос вышестоящему командованию по этому вопросу и после принятия механизма реализации требований приказа Росгвардии от 21 марта 2018 года № 68 и поступления его в институт, а также поступления денежных средств на эти цели, истцу будет выплачена вышеуказанная денежная компенсация в полном объеме. По мнению представителя Иванова, начальником института не совершалось какого либо противоправного бездействия, связанного с нарушением прав истца как лица из числа детей-сирот.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Согласно выписке из послужного списка, диплома ВИ ВНГ от 9 июня 2018 года, копии удостоверения личности, приказа начальника Санкт-Петербургского института ВВ МВД от 1 августа 2013 года № 155 с/ч, справок ВИ ВНГ и войсковой части 6917 от 15 сентября 2018 года Кузнецов проходил военную службы и обучался в должности курсанта военного института с 1 августа 2013 года по 9 июня 2018 года. С 16 июля 2018 года по настоящее время истец проходит военную службу в должности <данные изъяты> указанной части.
В соответствии с копией решения Кировского городского суда Калужской области от 24 августа 2005 года о лишении родительских прав, копии свидетельства о смерти И. от 11 августа 2008 года, выпиской из приказа начальника Санкт-Петербургского института ВВ МВД от 19 ноября 2013 года № 237 с/ч рядовому Кузнецову – курсанту 1 курса из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена ежемесячная выплата в размере 1 оклада по воинской должности с 1 августа 2013 года.
Из рапорта от 4 июня 2018 года и повторного заявления от 14 августа 2018 года следует, что Кузнецов до выпуска из военного института, а также после выпуска, дважды обращался к начальнику ВИ ВНГ о выплате ему как выпускнику из числа детей-сирот денежной компенсации в размере денежных средств, выделяемых образовательной организации для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования и единовременного денежного пособия в размере одного оклада денежного содержания.
В соответствии с выпиской из приказа начальника института от 9 июня 2018 года № 106 с/ч, в связи с окончанием Кузнецовым ВИ ВНГ и присвоением воинского звания <данные изъяты>, предусмотрено исключить истца из списков личного состава института по окончанию предоставленного отпуска. Установлено выплатить Кузнецову, как лицу из числа детей сирот, единовременное денежное пособие в размере одного оклада денежного содержания и денежную компенсацию в размере денежных средств, выделяемых образовательной организации для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования после установления ее размера.
Из письменного ответа начальника института от 4 сентября 2018 года истцу на его обращение от 14 августа 2018 года было сообщено, что в настоящее время вопрос ценообразования на предметы одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ не урегулирован, в связи с чем, командование не может выплатить данную денежную компенсацию в настоящее время.
Согласно справке ВИ ВНГ от 19 сентября 2018 года, расчетно-платежной ведомости № 1061, платежного поручения и реестра от 31 августа 2018 года Кузнецову 31 августа 2018 года было выплачено единовременное денежное пособие в размере одного оклада денежного содержания в сумме 12 480 рублей.
Поскольку оспариваемые выплаты должны быть произведены при выпуске из ВИ ВНГ 10 июня 2018 года и до дня исключения Кузнецова из списков личного состава института, а в суд он обратился через своего представителя 4 сентября 2018 года, то суд приходит к выводу, что административным истцом не пропущен установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный процессуальный срок обращения за судебной защитой об оспаривании бездействия начальника ВИ ВНГ.
Давая оценку приведенным обстоятельствам, суд исходит из требований ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ о том, что каждый гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом, согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Кроме того, статьей 226 КАС обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, именно на начальника ВИ ВНГ возложена законом обязанность доказать законность оспариваемого бездействия, а также подтвердить факты, на которые он ссылался как на основания своих возражений.
Указанные обязанности были разъяснены судом административным ответчикам при подготовке административного дела к судебному разбирательству.
Рассматривая по существу заявленные требования, суд учитывает, что вопросы обеспечения военнослужащих денежным довольствием и иными дополнительными денежными выплатами в целом устанавливается Федеральным законом от 7.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Согласно части 1 статьи 2 этого закона денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования обязанностей военной службы.
Частью 2 этой же нормы федерального закона предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного содержания, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Кроме того, частью 33 данной статьи предусматривается, что особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
При этом, абзацем 3 пункта 7 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что выпускники федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием либо по желанию выпускника денежной компенсацией и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, которые установлены федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.
Указанные в этом федеральном законе нормы и порядок обеспечения бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием либо денежной компенсацией и единовременным денежным пособием выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации прямо определены приказом Росгвардии от 21.03.2018 N 86 (приложение № 1 и 2 к данному приказу).
Так, пунктами 1- 6 данного Порядка установлено, что выпускники федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием по Норме обеспечения выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием, утвержденной настоящим приказом.
Предметы одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования, выдаваемые выпускникам, являются имуществом личного пользования и переходят в их собственность с момента получения.
Выдача комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования выпускникам производится не позднее дня выпуска из образовательной организации.
Выпускникам по их желанию, изложенному в рапорте, выплачивается денежная компенсация в размере денежных средств, выделяемых образовательным организациям для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования, в соответствии с Нормой обеспечения.
Выплата денежной компенсации выпускникам производится на основании приказа начальника образовательной организации не позднее дня исключения их из списков личного состава образовательной организации.
Выпускникам образовательных организаций однократно выплачивается единовременное денежное пособие в размере одного оклада денежного содержания исходя из оклада по типовой должности "курсант военной образовательной организации высшего образования" согласно размерам окладов по типовым воинским должностям в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, установленным постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Как было установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком и его представителем, истец, ранее обучавшийся в ВИ ВНГ, относится к лицам из числа детей-сирот и на него распространяется законодательство о социальной поддержке данной категории граждан, в том числе, установленной абзацем 3 пункта 7 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Оспариваемые единовременное пособие и денежная компенсация были установлены Кузнецову к выплате приказом начальника института по рапорту истца при его исключении из списков личного состава.
Вместе с тем, единовременное пособие в размере одного оклада денежного содержания было фактически выплачено Кузнецову значительно позже установленного законодательством срока, только 31 августа 2018 года, а денежная компенсация не выплачена до настоящего времени. Как прямо следует из представленных суду доказательств, данная денежная компенсация не выплачена в связи с отсутствием в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ утвержденного механизма определения ценообразования на предметы комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования и выделенных бюджетных денежных средств для ее выплаты у военного института.
Оценивая законность и обоснованность невыплаты данной денежной компенсации по вышеуказанным ответчиком и его представителем основаниям, суд учитывает, что статьей 76 Конституции Российской Федерации устанавливается, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
При этом, действие федеральных законов и применение установленных ими правовых норм, в том числе вышеуказанного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия каких либо внутриведомственных инструкций по их применению.
Отсутствие бюджетного финансирования для производства выплаты установленной федеральным законом и приказом Росгвардии денежной компенсации лицам из числа детей-сирот также не может являться законным и обоснованным основанием для невыплаты этого пособия и отказа в удовлетворении законных требований военнослужащего.
При таких обстоятельствах, с учетом требований вышеуказанных статей 62 и 226 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие должностного лица, а также указанные причины его совершения, не могут быть признаны обоснованным и соответствующим вышеуказанному законодательству РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие начальника института, связанное с несвоевременной выплатой Кузнецову единовременного пособия и выплатой вышеуказанной денежной компенсации по указанным основаниям, не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы истца.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, судом принимается решение об удовлетворении полностью заявленных требований о признании оспариваемого решения и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и в целях полного восстановления нарушенных прав истца, суд считает необходимым обязать начальника института произвести выплату Кузнецову денежной компенсации в размере денежных средств, выделяемых образовательной организации для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования.
Поскольку заявленные административным истцом требования признаны судом обоснованными, то в соответствии с ст. 111 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на УФО возмещение судебных расходов, связанных с уплатой административным истцом государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 111, 174-180, 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Кузнецова О. И. удовлетворить полностью.
Признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы Кузнецова О.И. бездействие начальника ФГКВОУВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», связанное с выплатой Кузнецову О.И. как лицу из числа детей-сирот денежной компенсации в размере денежных средств, выделяемых образовательной организации для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования и единовременного денежного пособия в размере одного оклада денежного содержания.
Обязать начальника ФГКВОУВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести выплату Кузнецову О.И. указанной денежной компенсации в размере денежных средств, выделяемых образовательной организации для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования, о чем в этот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Взыскать с Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» в пользу Кузнецова О. И. 300 рублей в счет уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд, через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья А.А. Котельников