Дело № 2-1331/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2017 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Борисовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильичевой Т.А. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» о предоставлении мер социальной поддержки, выплате компенсации по оплате освещения;
у с т а н о в и л :
Ильичева Т.А. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара», оспаривая отказ ответчика в выплате компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, настаивала на взыскании в ее пользу компенсации указанных расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за пределами норматива потребления за период с ** ** **. по ** ** **. в ..., а также понесенных судебных издержек в размере ... рублей.
Истица ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, просила применить срок давности на обращение в суд.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Коми в судебном заседании позицию истца поддержала.
Заслушав явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Ильичева Т.А. проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: .... Совместно с Ильичевой Т.А. в указанной квартире зарегистрирован и проживает ее ... Н.И., а также их дети и внуки. Занимаемое жилое помещение передано в порядке приватизации в долевую собственность ... Н.И., ... И.А., ... Д.Г.
Согласно п.5 ст.153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Как установлено материалами дела, Ильичева Т.А. относится к категории «педагогический работник», является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации.
Согласно ч.8 ст.47 ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
На региональном уровне правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, установлены Законом Республики Коми от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
Частью 1(1) ст. 18 данного Закона меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 100 процентов за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда предусмотрены педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекратившим педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющим стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющим на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Так, приведенными положениями регионального законодателя закреплено право на получение мер социальной поддержки специалистами государственных учреждений Республики Коми (культуры, ветеринарной службы, физической культуры и спорта), медицинских организаций Республики Коми, государственных образовательных организаций Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Порядок реализации положений Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в части осуществления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки установлен Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009г. № 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».
Указанным нормативным актом утвержден Перечень должностей специалистов, занятие которых дает право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 и 2 ст. 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», при этом в данном перечне предусмотрена должность истца.
Как следует из материалов дела, с ** ** **. Ильичева Т.А. состоит в трудовых отношениях с детским учреждением ... № ... г.Сыктывкара в должности ... и является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «педагогический работник», предоставляемых ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации.
До ** ** **. Ильичевой Т.А. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате освещения исходя из фактических расходов на потребляемую энергию, после указанной даты ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара производит ей начисление и выплату денежной компенсации, исходя из установленного норматива потребления услуги по освещению.
Разрешая заявленные требования, суд, исходя из системного анализа норм, регулирующих спорные правоотношения, применительно к установленным обстоятельствам по делу, полагает, что наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ введение последними каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены Законом РФ «Об образовании» 10.07.1992г. № 3266-I и Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов РФ.
Государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе нормативами потребления коммунальных услуг.
Принцип невозможности снижения социальных гарантий также предусмотрен международными правовыми актами и Конституцией РФ. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, государство не может произвольно отказываться от уже признанного им статуса определенных категорий граждан и снижать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что законодатель не устанавливает каких-либо ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера), без учета проживающих с ним членов семьи.
Поскольку предоставляемая истцу после ** ** **. мера социальной поддержки по оплате освещения ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, то суд приходит к выводу о том, что за истцом сохраняется право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию расходы, связанные с оплатой услуг за освещение за обозначенный период.
Согласно п.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правила не предусматривают запрета в предоставлении льготнику мер социальной поддержки отдельно по видам коммунальных услуг. Не установлено таких ограничений и ст. 160 Жилищного кодекса РФ.
Начисление ответчиком, начиная с ** ** **. и по ** ** **. Ильичевой Т.А. мер социальной поддержки по видам коммунальных услуг – освещение исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, ограничило истца в реализации льготы на получение мер социальной поддержки в полном объеме.
Как свидетельствует представленная в материалы дела информация о начисленных расходах и выплаченных суммах компенсации, всего к оплате за период с ** ** ** по ** ** ** ( без учета ранее образовавшихся сумм задолженности – ...), истице ОАО « ...» начислена сумма ..., выплачено компенсации на сумму .... Таким образом, разница между суммами составляет .... Кроме того, по сведениям ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара», в счет компенсации расходов на электроэнергию, произведенных по адресу: ..., ... Н.И. ( как получателю льгот по иной социальной категории ) выплачена сумма .... Указанная сумма также подлежит исключению из расчета, как затраты, уже возмещенные государством. Итого, размер подлежащих выплате истцу сумм составит ...
Ответчиком заявлено о применении к возникшим правоотношениям срока исковой давности и применении последствий его пропуска к требованиям о выплате компенсации за ** ** **.
Рассматривая ходатайство ответчика, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения носят длящийся характер, оснований для применения исковой давности в рассматриваемом случае у суда не имеется.
В связи с удовлетворением заявленных требований в силу норм ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной госпошлины в размере ...
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» произвести Ильичевой Т.А. выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за пределами норматива потребления за период с ** ** ** по ** ** **, в полном объеме, а именно, в сумме ...
Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» в пользу Ильичевой Т.А. расходы по оплате госпошлины в размере ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления его мотивированной части через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья – Ю.А.Дульцева