Дело № 33- 3543/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 05 мая 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Федотовой Е.В. и Ившиной Т.В.,
при секретаре Шишко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Клименко С.Ю. Хохловой С.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску Клименко С.Ю. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на льготное исчисление выслуги, возложении обязанности засчитать периоды службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., представителя истца Хохлову Н.М., апелляционную жалобу поддержавшую, представителя ответчика УМВД России по Оренбургской области Казанкину Е.В.и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – МУ МВД России «Оренбурское» Власову Е.Ю., полагающих, что решение суда является законным и обоснованным, оценив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
установила:
Клименко С.Ю. обратился в суд с указанным выше иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области по тем основаниям, что с (дата). по (дата). согласно приказу начальника УВД Оренбургской области за № от (дата) находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Республики Дагестан.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 05.03.2002 г.установлено, что он принимал участие в боевых действиях в период нахождения в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Республики Дагестан с (дата). по (дата)., однако при расчете выслуги лет указанный период не был зачтен в трудовой стаж в льготном исчислении – из расчета один месяц за три месяца, просил суд признать за ним право на льготное исчисление как один месяц за три месяца при назначении пенсии по выслуге лет периода служебной командировки с (дата) по (дата) обязать УМВД
России по Оренбургской области засчитать ему период службы с (дата) по (дата) в льготном исчислении как один месяц за три месяца, пересчитать общий стаж службы и пересчитать пенсию.
Истец Клименко С.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Хохлова Н.М. исковые требования полностью поддержала.
Представитель УМВД России по Оренбургской области Казанкина Е.В. и представитель третьего лица МУ МВД «Оренбургское» Власова Е.Ю. просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований Клименко С.Ю. было отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Клименко С.Ю. Хохлова Н.М. просит решение Ленинского районного суда отменить и вынести новое решение, которым исковые требования полностью удовлетворить.
Истец Клименко С.Ю. в суд апелляционной инстанции не явился, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18).
Правовым основанием для установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе на льготных условиях является Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 (с последующими изменениями и дополнениями) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Подпунктом "е" пункта 3 указанного Постановления установлен следующий порядок исчисления выслуги лет один день службы за три дня засчитывается за время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 года или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северного Кавказа" также установлено, что время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается сотрудникам в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Указом Президента от 7 июня 2000 года N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" постановлено засчитывать с 01 августа 1999 года военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях из расчета один день службы за три дня. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства было установлено и из материалов дела следует, что истец Клименко С.Ю. с (дата) по (дата). проходил службу в органах внутренних дел и был уволен с должности старшего инспектора (дорожно-патрульной службы) 1 взвода специализированной роты дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения оперативного реагирования УМВД России по Оренбургской области по п. 3 ч. 1 ст. 40 (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии) Федерального закона от 30.11.2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила ***, в льготном исчислении – ***
При этом период нахождения истца в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона и участия в контртеррористических операциях, был исчислен из расчета месяц службы за полтора месяца и составил (в льготном исчислении) ***
Как указал суд в своём решении от 17 февраля 2016 года и подтверждается материалами дела, возражая против исковых требований Клименко С.Ю., представитель ответчика сослался на п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», в соответствие с которым единственным документом, подтверждающим факт участия сотрудника именно в контртеррористической операции является соответствующий приказ, утвержденный руководителем регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
В соответствие с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на суд возлагается обязанность принимать решение по заявленным истцом требованиям.Согласно ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Структура исковых требований, в пределах которых суд в соответствие с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен принимать решение состоит из основания и предмета, по которым данные требования истцом были заявлены.
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно п. 1 ст.55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Анализ приведённых норм Закона во взаимной связи, приводит к выводу, что гражданское дело должно рассматриваться судом в пределах основания и предмета иска, с учётом представленных истцом доказательств, а также в пределах возражений ответчика с учётом представленных им же соответствующих доказательств.
Анализируя приведенные выше положения норм материального права, судебная коллегия исходит из того, что в выслугу лет для начисления пенсии из расчета один месяц службы за три месяца засчитывается время участия в проведении контртеррористической операции при условии представления доказательств, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, а именно: приказов с указанием дат и периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба.
В связи с этим фактическое участие в боевых действиях, контртеррористических операциях должно быть доказано в соответствии с требования гражданского процессуального законодательства.
В обоснование принимаемого решения, суд первой инстанции указал, что в соответствие с решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 марта 2002 года по гражданскому делу по иску Клименко С.Ю., Корсова Г.В., Жидаева А.В. к УВД Оренбургской области о взыскании задолженности по денежным выплатам с учетом индексации, установлен факт непосредственного участия истца в проведении контртеррористических операций в период с (дата) по (дата). и за указанный период с ответчика в пользу истца взыскано недоплаченное денежное вознаграждение за фактическое участие в контртеррористических операциях.
В соответствии с частью второй статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд первой инстанции, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу вышеуказанным решением Ленинского районного суда г. Оренбурга пришёл к выводу, что в выслугу лет истцу в льготном исчислении, как один месяц за три месяца, подлежит включению период непосредственного его участия в контртеррористических операциях: с (дата) по (дата)
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд сослался на ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствие с которой, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом первой инстанции также указано, что поскольку пунктом «а» статьи 14 Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 предусматривается, что пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм, таким образом, и с применением льготного исчисления из расчета месяц службы как три месяца выслуга лет в льготном исчислении составит ***, то есть, так как при перерасчете с учетом спорного периода размер пенсии истца не изменится, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии.
Вместе с тем, судебная коллегия с таким выводом суда в полной мере согласиться не может по следующим основаниям.
Поскольку суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности исковых требований в части включения в выслугу лет истца в льготном исчислении, как один месяц за три месяца, периода его участия в контртеррористических операциях с (дата). по (дата)., суду следовало вынести решение об удовлетворении исковых требований в данной части независимо от наличия правовых последствий для перерасчёта уже назначенной пенсии, так как такой порядок приведёнными правовыми нормами не предусмотрен.
Согласно правовой позиции, закрепленной в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В указанной связи, поскольку ответчиком и третьим лицом указанное решение суда первой инстанции от 17 февраля 2016 года не обжаловано, рассматривая решение суда в пределах апелляционной жалобы представителя истца, судебная коллегия считает, что решение
суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении искового требования в части возложения на ответчика обязанности засчитать истцу в стаж его работы период его службы с (дата) по (дата) в льготном исчислении, как один месяц за три месяца.
С учётом принятия судебной коллегией нового решения об удовлетворении исковых требований истца в указанной части, его же требования о признании за ним право на льготное исчисление как один месяц за три месяца при назначении пенсии по выслуге лет указанный периода служебной командировки с (дата) по (дата). и возложении на ответчика обязанности пересчитать общий стаж службы являются излишними, поскольку такое право уже признано судом первой инстанции в рассматриваемом решении, возложение же на ответчика указанной обязанности уже является основанием для пересчёта общего стажа службы истца.
Не усматривается судебной коллегией и оснований для отмены решения суда первой инстанции в части отказа истцу в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт пенсии, поскольку как правильно указано судом, в силу пункта «а» статьи 14 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 право на назначение пенсии за выслугу лет может быть признано за лицами, имеющими 20 лет выслуги, основанием же для увеличения пенсии является наличие полного календарного года выслуги, однако данное указанное в данной правовой норме условие на день вынесения судом решения выполнено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя истца Клименко С.Ю. Хохловой С.Ю. удовлетворить в части.
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 февраля 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области обязанности засчитать в стаж Клименко С.Ю. период его службы с (дата). по (дата) в льготном исчислении как один месяц за три месяца отменить.
Принять в этой части новое решение, которым исковые требования удовлетворить, обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области засчитать в стаж Клименко С.Ю. период его службы с
(дата). по (дата). в льготном исчислении как один месяц за три месяца.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Клименко С.Ю. Хохловой С.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: