Судья: Сурков В.П. гр. дело № 33-3340/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 апреля 2015 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Лазаревой М.А.,
при секретаре Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителей администрации г.о.Самара и Департамента управления имуществом г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 12 февраля 2015 года, которым постановлено:
«Иск Евдокимовой Ю.В. удовлетворить.
Признать за Евдокимовой Ю.В. с составом семьи пять человек, в том числе супруг Евдокимов Д.В., дети: Евдокимова М.Д., Евдокимов М.Д. и Евдокимова Д.Д. право на получение социальной выплаты на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителей администрации г.о.Самара Беловой Е.Л. и Департамента управления имуществом г.о.Самара Михина А.В. поддержавших доводы апелляционных жалоб, Евдокимовой Ю.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Евдокимова Ю.В. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий администрации г.о.Самара по не включению ее семьи в составе 5 человек в список молодых семей – участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2013 году.
В обоснование заявленных требований указала на то, что распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 12 октября 2012 года N 3528 ее семья в составе 5 человек (она сама, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее муж Евдокимов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и их дети: Евдокимов М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Евдокимов М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Евдокимова Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации г.о.Самара от 14 марта 2014 года N 157 ее семья в том же составе была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
После того, как Евдокимовой Ю.В. стало известно о не включении ее семьи в список молодых семей – участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. она обратилась за разъяснениями в администрацию г.о.Самара, в ответе от 15 мая 2014 года N 39-15-01/378-обр ей было сообщено, что не включение произошло по вине должностного лица Департамента управления имуществом г.о.Самара, семью включили в указанный Список на 2014 год под N 5. Министерство строительства Самарской области в своем ответе от 18 июля 2014 года N 315-77/751 на ее обращение по поводу предоставления информации о сроках получения социальной выплаты сообщило, что семья утратила право на участие в подпрограмме в связи с достижением Евдокимовой Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ года возраста 36 лет.
Ссылаясь на то, что она и члены ее семьи не должны отвечать за ненадлежащее исполнение должностным лицом администрации г.о.Самара своих обязанностей, что ее семья имела право претендовать на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2013 году, Евдокимова Ю.В. просила признать за ее семьей порядковый номер 5 в списке молодых семей – участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2014 году.
В судебном заседании Евдокимова Ю.В. требования изменила, ссылаясь на то, что оспариваемым отказом нарушено право ее семьи на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства при реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. и что включение ее семьи в список молодых семей – участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2013 году невозможно по причине его формирования 31 августа 2012 года, просила оставить за ее семьей право на получение вышеуказанной выплаты (л.д. 235-236).
Представитель администрации г.о.Самара и Департамента управления имуществом г.о.Самара просили в удовлетворении уточненных требований Евдокимовой Ю.В. отказать.
Министерство строительства Самарской области, привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица своего представителя для участия в деле не направило
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 239-241).
В апелляционных жалобах представители администрации г.о.Самара и Департамента управления имуществом г.о.Самара просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Евдокимовой Ю.В. (л.д. 243-245, 248-252).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Признавая за семьей Евдокимовых право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г., суд, ссылаясь на положения Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 и Административного регламента Департамента управления имуществом г.о.Самара по оказанию муниципальной услуги «Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма», регламентирующего состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, исходил из того, что по вине должностного лица Департамента управления имуществом г.о.Самара семья Евдокимовых будучи признанной 14 марта 2013 года в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и обратившись своевременно (18 июля 2012 года) с соответствующим заявлением в Департамент управления имуществом г.о.Самара, не была своевременно признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и соответственно не была включена в список молодых семей – участников указанной подпрограммы изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2013 году, в связи с чем нарушенное право Евдокимовых подлежит судебной защите.
Доводы представителей администрации г.о.Самара и Департамента управления имуществом г.о.Самара о том, что в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ года Евдокимовым Д.В. возраста 36 лет семья Евдокимовых перестала удовлетворять требованиям подпрограммы и утратила право на участие в ней, в связи с чем уточненные требования Евдокимовой Ю.В. удовлетворению не подлежат, судом первой инстанцией признаны несостоятельными.
Судебная коллегия находит приведенные суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Суд оставил без внимания то, что обстоятельства, на которые ссылается Евдокимова Ю.В., сами по себе не могут свидетельствовать о наличии у нее и членов ее семьи на момент рассмотрения дела права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г.
Судом установлено, что Евдокимов Д.В. и Евдокимова Ю.В. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ года.
18 июля 2012 года Евдокимова Ю.В. обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением об участии в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. в составе семьи 5 человек (Евдокимова Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Евдокимов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и их дети: Евдокимов М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Евдокимов М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Евдокимова Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения), к заявлению приложила необходимый пакет документов.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 12 октября 2012 года N 3528 семья Евдокимовых в указанном составе была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации г.о.Самара от 14 марта 2014 года N 157 семья Евдокимовых в том же составе была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и включена администрацией г.о.Самара в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2014 году под N 5.
О принятом решении администрация г.о.Самара известило Евдокимову Ю.В. письмом от 15 мая 2014 года, причиной не включения ее семьи в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в 2013 году указало виновные действия должностного лица Департамента управления имуществом г.о.Самара Картамышевой М.А.
В связи с достижением 23 января 2014 года Евдокимовой Ю.В. возраста 36 лет министерством строительства Самарской области семья Евдокимовых не была включена в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году на территории Самарской области, подготовленный 29 мая 2014 года.
О принятом решении Евдокимова Ю.В. была извещена письмом от 18 июля 2014 года.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы были изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 (далее – Правила), в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы.
Согласно пункту 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из содержания Приказа министерства строительства Самарской области от 10 сентября 2007 года N 47 «О мерах по реализации областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2009 – 2015 годы следует, что список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках подпрограммы, формируется по дате признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, вне зависимости от даты подачи заявления на участие в данной подпрограмме.
В соответствии с пунктом 21 Правил Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Правилами предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (пункт 22).
Указанная функция на территории Самарской области Постановлением Правительства Самарской области от 30 сентября 2014 года N 612 возложена на министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, которое является органом исполнительной власти Самарской области и которое формирует сводный список на основании данных органов местного самоуправления и который не может содержать информацию не соответствующую сведениям представленным органом местного самоуправления. Сформированный сводный список утверждается Губернатором Самарской области и направляется в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Ранее указанная функция на территории Самарской области Постановлением Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года N 53 была возложена на министерство строительства Самарской области.
Одним из условий участия в Программе согласно подпункта «а» пункта 6 названных выше Правил участия молодой семьи, в том числе неполной молодой семьи, состоящей из одного молодого родителя и одного и более детей является не превышение возраста каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году возраста 35 лет.
В п. 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей программы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Возраста 36 лет Евдокимова Ю.В. и Евдокимов Д.В. достигли ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года соответственно, в связи с чем их семья перестала удовлетворять требованиям программы и утратила право на участие в ней, в связи с чем требования Евдокимовой Ю.В. о признании за ее семьей права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья удовлетворению не подлежали.
По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права, при этом, названный в законе способ и порядок защиты права истец определяет самостоятельно. Содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим. Защита гражданских прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Признание права как способ защиты гражданских прав прямо предусмотрено и абз. 2 ст. 12 ГК РФ. Признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие спора о праве.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.
На стадии формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году отсутствует спор о праве, поскольку оспариванию подлежат лишь действия данного органа по не включению молодой семьи в указанный Список, а значит, данные отношения носят публичный характер и могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.
Таким образом, Евдокимовой Е.В. избран ненадлежащей способ защиты - восстановлении ее права и права членов ее семьи на участие в Программе возможно лишь путем признания незаконными действий министерства строительства Самарской области по не включению ее семьи в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а по делу следует постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований Евдокимовой Ю.В..
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы представителей администрации г.о.Самара и Департамента управления имуществом г.о.Самара удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 12 февраля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Евдокимовой Ю.В..
Председательствующий:
Судьи: