Решение по делу № 3а-922/2019 ~ М-461/2019 от 14.03.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 04 апреля 2019 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания – Князькиной А.С.,

с участием представителя административного истца – Бакировой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-922/2019 по административному исковому заявлению Сивиркиной А.Г. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Сивиркина А.Г. обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 161,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17.08.2013 года в размере 5 742 648 рублей.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником названного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются её интересы, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В судебном заседании представитель административного истца Бакирова Г.Н., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске, просила восстановить срок на обращение с заявлением в суд.

Представители административных ответчиков: Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, заинтересованных лиц: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации городского округа Самара своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области представил письменный отзыв, в котором удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

В соответствии с положениями ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилом помещении с кадастровым номером , площадью 161,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Административный истец владеет вышеупомянутым объектом на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 г. № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.

Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 17.08.2013 года в размере 9 761 862, 55 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.02.2019 г.

Административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого помещения внесены в ЕГРН 17.08.2013 года, административный иск в суд подан 14.03.2019г., то есть по истечении 5-летнего срока.

Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем считает причину пропуска им срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.

Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке № 24022019О от 05.03.2019 г., подготовленный оценщиком ООО «Региональный Центр Экспертизы».

Указанным отчётом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером определена по состоянию на 17.08.2013 года в размере 5 742 648 рублей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 17.08.2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилого помещения.

Отчет содержит сведения о заказчике и оценщике, о допущениях и ограничительных условиях, использованных при проведении оценки, о применяемых стандартах оценочной деятельности, принципах оценки.

Исходя из предполагаемого использования результатов оценки, учитывая законодательную разрешенность, физическую возможность, а так же анализ ближайшего окружения, наиболее эффективное использование нежилого помещения оценщиком определено в качестве офисного.

При определении рыночной стоимости объекта оценки использованы сравнительный и доходный подходы. От затратного подхода оценщик мотивированно отказался.

По результатам оценки рынка торгово-офисной, коммерческой недвижимости в г. Самара, в рамках сравнительного подхода были отобраны 4 объекта-аналога, расположенные в г. Самара, наиболее подходящие к объекту оценки по ценообразующим факторам, применен метод сравнения продаж, произведен необходимый анализ и расчеты. В результате, после введения корректировок, рыночная стоимость объекта оценки без учета НДС на дату оценки составила 5 680 395 рублей.

Применяя доходный подход, оценщик осуществил анализ текущих ставок на рынке аренды для сравнимых объектов, оценку потерь от неполной загрузки (сдачи в аренду) и невзысканных арендных платежей на основе анализа рынка, произвел расчет издержек по эксплуатации оцениваемой недвижимости, исключив их из действительного валового дохода, операционных расходов, чистого операционного дохода, коэффициента капитализации. После проведения необходимого анализа и корректировок на ценообразующие характеристики объекта оценки, величина рыночной стоимости нежилого помещения в рамках данного подхода определена в размере 5 804 936 рублей.

В результате расчетов с использованием существующих методик оценки недвижимого имущества, итоговое значение рыночной стоимости объекта оценки определено в размере 5 742 648 рублей.

Исследовав отчёт об оценке, суд приходит к выводу о том, что он выполнен в соответствии с требованиями федерального закона об оценочной деятельности.

Методики исследования, объём и этапы проведения оценки, выполнение расчётов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимого имущества, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого помещения равной рыночной стоимости по состоянию на 17.08.2013 года в размере 5 742 648 рублей, удовлетворив заявленные требования.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 14.03.2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Сивиркиной А.Г. удовлетворить.

Восстановить Сивиркиной А.Г. срок обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 161,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17.08.2013 года в размере 5 742 648 рублей.

Датой подачи Сивиркиной А.Г. заявления в суд считать 14.03.2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А. Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.04.2019 года.

3а-922/2019 ~ М-461/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сивиркина А.Г.
Ответчики
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
14.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
18.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2019[Адм.] Судебное заседание
09.04.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее