Решение по делу № 5-100/2011 от 07.04.2011

Решение по административному делу

Дело №5-100/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

г. Йошкар-Ола                                                                 7 апреля 2011 года

         Мировой судья судебного участка №4 в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл Ямщикова Е.С., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении

Открытого акционерного общества АКБ «РОСБАНК», юридический адрес: <АДРЕС> операционный офис «Йошкар-Ола» расположен по адресу: <АДРЕС>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,

установил:

ОАО АКБ «РОСБАНК» не исполнил законные требования должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, содержащиеся в распоряжении <НОМЕР> от 17 января 2011 года, о предоставлении сведений и документов, необходимых для проведения проверки, а именно, копий кредитных договоров банковского вклада, банковского счета и иных договоров, заключенных банком с потребителями, без раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну. В установленный в мотивированном запросе (<НОМЕР> от 31 января 2011 года) срок до 3 февраля 2011 года копии договоров представлены не были, получен ответ об отказе в предоставлении вышеуказанных документов со ссылкой на соблюдение банком банковской тайны. 

В судебном заседании представители  ОАО АКБ «РОСБАНК»  Самокаева О.А. и Шабалина Н.Б. вину в совершении административного правонарушения не признали,  пояснили, что согласно ст. 857 ГК РФ, банк гарантирует тайну банковского счета  банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.  В соответствии со ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» содержится исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право на получение сведений, содержащих банковскую тайну. Роспотребнадзор  не включен  в указанный перечень, в связи с чем, не имеет права истребовать копии кредитных договоров с физическими лицами. Удаление из кредитных договоров сведений, составляющих банковскую тайну, и персональных данных привело бы к тому, что копии кредитных договоров стали идентичны типовым формам договоров, которые уже были представлены в Роспотребнадзор. Полагают, что Роспотребнадзор не был уполномочен истребовать копии кредитных договоров с физическими лицами при проведении плановой проверки, а лишь при проведении проверки по заявлению заемщика. Заявили ходатайство о прекращении производства по делу в связи с истечением 2-месячного срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Мухаматгалеев Р.М. и Дехант М.П. настаивали на законности требований Роспотребнадзора, поскольку в ходе проведенияпроверки было необходимо проверить соответствие договоров,  заключенных с физическими лицами, типовым формам договоров. Банк имел возможность удалить сведения, составляющие банковскую тайну, и персональные данные заемщика и предоставить копии договоров с физическими лицами для их проверки.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела,  мировой судья приходит к следующему.

Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.19.7-1, 19.7-2, 19.8, 19.19 КоАП РФ.

Согласно п.2 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам).

В соответствии с  п. 5.1  Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322) Роспотребнадзор обладает следующими полномочиями: осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.2. государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

Согласно п.6.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.

Пункты 1 и 6 ст.2, п.1 ст.9 , п.1 ст.12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. определяют понятие государственного контроля, предмета плановой выездной проверки при осуществлении государственного контроля( надзора), которым является  соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также соответствие предоставляемых услуг обязательным требованиям законодательства Российской Федерации.

         Таким образом, в силу требований ст. 12 указанного Федерального закона  должностное  лицо органа государственного контроля (надзора) при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц предъявления необходимых документов, связанных с целью проверки.

В соответствии с  требованиями  п.5 ст. 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и  статьи 41 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязанностью руководителя  или иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица является предоставление должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки.

Как усматривается из материалов дела, отделом защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл на основании распоряжения руководителя должностным лицам органа государственного контроля (надзора) <НОМЕР> от 17 января 2011 года проведена плановая выездная проверка в отношении Открытого акционерного общества «РОСБАНК» (Акционерный коммерческий банк), задачей которой являлось проведение мероприятий по контролю за соблюдением ОАО «РОСБАНК» (АКБ) требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, а именно проверка соответствия условий договоров, заключаемых банком с гражданами- потребителями, обязательным требованиям нормативно-правовых актов  Российской Федерации. В соответствии с распоряжением <НОМЕР> от 17.01.2011 г. были запрошены копии кредитных договоров, в том числе с использованием платежных карт, договоров банковского вклада, банковского счета, а также кредитных договоров,  заключаемых банком с гражданами-потребителями, без раскрытия информации, составляющей банковскую тайну по 1-2 договора по различным видам кредитных продуктов и финансовых услуг. При проведении специалистами Управления Роспотребнадзора  по РМЭ мероприятий по контролю в операционном офисе «Йошкар-Ола» Саратовского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК» 27 января 2011 года управляющей офисом <ДАТА> было отказано в предоставлении копий указанных договоров со ссылкой на соблюдение банком законодательства о банковской тайне.

31 января 2011 года Управлением в адрес юридического лица направлен мотивированный запрос ( исх. <НОМЕР> от 31.01.2011г.) с требованием предоставить копии договоров, необходимых для проверки, в срок до 3 февраля 2011 года. В установленный срок копии договоров ОАО АКБ «РОСБАНК» в адрес  Управления Роспотребнадзора  по РМЭ представлены не были, был получен письменный ответ на запрос (исх. <НОМЕР> от 03.02.2011 г.) об отказе в предоставлении указанных документов со ссылкой на соблюдение банком банковской тайны.

Управление Роспотребнадзора  по РМЭ, ввиду того, что  условия договоров, заключаемых банком с потребителями в сфере финансовых услуг, не относятся к банковской тайне и являются обязательным предметом проверки юридического лица, посчитав, что требование, вытекающее из его полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации, банком выполнено не было,  составило  в отношении Открытого акционерного общества «РОСБАНК» (Акционерный коммерческий банк) протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, предусмотренном законом. ст.26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» определен исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право на получение сведений, содержащих банковскую тайну.

На основании ст.26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковской тайне относятся сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банка.

Предоставление ОАО  «РОСБАНК» (АКБ) в ходе проверки копий кредитных договоров, в том числе с использованием платежных карт, договоров банковского вклада, банковского счета, а также кредитных договоров, заключаемых банком с гражданами-потребителями без предоставления сведений, составляющих банковскую тайну и персональных данных заемщиков, исключающее возможность идентифицировать физическое лицо, не нарушило бы права заемщиков и ФЗ «О банках и банковской деятельности».

На основании изложенного, мировой судья  приходит к выводу о наличии в действиях ОАО АКБ «РОСБАНК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, что банк неправомерно отказал должностному лицу Управления Роспотребнадзора  по РМЭ в предоставлении  копий кредитных договоров, в том числе с использованием платежных карт, договоров банковского вклада, банковского счета, а также кредитных договоров, заключаемых банком с гражданами-потребителями без предоставления сведений, составляющих банковскую тайну.

Доводы представителей Открытого акционерного общества «РОСБАНК» (Акционерный коммерческий банк) о необходимости прекращения дела об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности мировой судья находит необоснованными, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет три месяца и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности, т.е. с 3 февраля 2011 года. Обстоятельств, смягчающих и отягчающихадминистративную ответственность, мировым судьей не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья

постановил:

Привлечь Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ и назначить наказание в виде наказание в виде административного штрафа в размере  3000 рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Республике Марий Эл (Управление Роспотребнадзора по РМЭ), Расчетный счет 40101810100000010001, БИК 048860001, ИНН 1215101152, КПП 121501001, Код ОКАТО 884010000000 КБК 14111628000010000140.

Постановление может быть обжаловано путем подачи жалобы в Йошкар-Олинский городской суд в течение десяти дней со дня его вручения или получения копии.

Мировой судья                Е.С. Ямщикова

<ФИО1>

5-100/2011

Категория:
Административные
Суд
Судебный участок № 4 в городе Йошкар-Оле
Судья
Ямщикова Елена Сергеевна
Статьи

ст. 19.7

Дело на странице суда
4yo.mari.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее