Дело № 2а -3100/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 октября 2016 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.А. Овчинниковой Е.В.,
при секретаре Бачериковой Л.А.,
с участием административного истца пом. прокурора Пермского района Погореловой Е.А., заинтересованного лица Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Прокурора Пермского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Двуреченского сельского поселения, заинтересованные лица Б., К., Ч., комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
установил:
Истец Прокурора Пермского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд к административному ответчику Администрации Двуреченского сельского поселения с требованиями о признании незаконным бездействие по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в том числе не организации беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, не обеспечению свободного доступа к водному объекту <адрес> путем установления публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами №. Обязании устранить нарушения пожарной безопасности, а именно, организовать беспрепятственный проезд пожарной техники и обеспечить свободный доступ к водному объекту <адрес>, <адрес>, путем установления публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами №
Свои требования истец мотивировал тем, что 05.07.2016г. в прокуратуру Пермского района Пермского края поступило обращение Б. о не обеспечении администрацией Двуреченского сельского поселения первичных мер пожарной безопасности граждан, проживающих в <адрес>. Согласно выкопировки на часть земель, находящихся в ведении Двуреченского сельского поселения, подготовленной на основании схемы территориального планирования <адрес> от 15.12.1997г., <адрес> отображена в виде прямого проезда по земельным участкам №. Вместе с тем, в Генеральном плане сельского поселения <адрес> не отражена, как автомобильная дорога в реестре муниципальной собственности не числится. В соответствии с кадастровым планом территории подъезда к земельным участкам с кадастровыми номерами № по <адрес> невозможен, поскольку она тупиковая. Иных мест общего пользования для организации дороги не имеется. В ходе ранее проведенных проверок было установлено, что ширина проезда по <адрес> составляет по факту 5 метров, что соответствует требованиям СНиПа «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Вместе с тем, согласно п. 8.13 СП 4.13130.2013, тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15Х15 метров. <адрес> <адрес> являясь тупиковой, не имеет площадки для разворота пожарной техники размером не менее 15Х15 метров (письмо главного управления МЧС России по Пермскому краю от 14.01.2015г. №3-1-28).
В соответствии с п. 9 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 16.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
По факту непринятия администрацией Двуреченского сельского поселения мер для обеспечения первичных мер пожарной безопасности граждан, проживающих в д. Грузди, в части беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, прокуратурой Пермского района 02.06.2015г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в адрес главы администрации Двуреченского сельского поселения ФИО9. 01.07.2015г. администрацией Двуреченского сельского поселения в прокуратуру района представлена информация о результатах рассмотрения представления. Так по итогам рассмотрения представления органом местного самоуправления сделан вывод о том, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе организация беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, обеспечение свободного доступа к водному объекту <адрес> возможно путем установления публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами № (ответы от 01.07.2015г. №, от 10.08.2015г. №, от 04.02.2016г. №, от 19.07.2016г. №).
27.08.2015г. проведены публичные слушания, на которых принято решение о необходимости проведения проверки в рамках муниципального земельного контроля по фактам нарушения границ земельных участков, в связи с чем принятия итогового решения о необходимости установления сервитута отложено до принятия решения по результатам земельного контроля. Специалистами комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района 11.11.2015г. проведены внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства на земельных участках, расположенных по адресам:
- <адрес>, собственник К.;
- <адрес> собственник Ч..
По результатам проверок К. и Ч. выданы предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства в срок до 30.05.2016г..
Кроме того, на 2 квартал 2016г. администрацией Двуреченского сельского поселения было запланировано проведение работ по межеванию земельного участка для обеспечения первичных мер пожарной безопасности, организации беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту <адрес> и установлению сервитута. В рамках муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления» на 2016-2020г.г. бюджетом Двуреченского сельского поселения в 2016г. на проведение кадастровых работ были запланированы средства в сумме 100 000 руб.. Вместе с тем, до настоящего времени работы по межеванию земельного участка для установления сервитута не проведены (ответ от 19.07.2016г. №). Таким образом, администрацией Двуреченского сельского поселения не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, в том числе не организован беспрепятственный проезд пожарной техники и не обеспечен свободный доступ к водному объекту <адрес> путем установления публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами №. Бездействие администрации Двуреченского сельского поселения нарушает права граждан на охрану жизни и здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора на требованиях настаивала, просила удовлетворить.
Административный ответчик Двуреченское сельское поселение о дне судебного заседания надлежащее извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, указали, что с требованиями не согласны. Представили письменный отзыв. В отзыве указали, что в бюджете Двуреченского поселения на 2016г. запланированы денежные средства на работы по межеванию земельного участка для обеспечения первичных мер пожарной безопасности к водному объекту <адрес> <адрес>. Публичные слушания об установлении публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту назначены на 10.11.2016г..
Заинтересованное лицо Б. в судебном заседании с требованиями об обязании организовать беспрепятственный проезд пожарной техники и обеспечить свободный доступ к одному объекту р. Сыра путем установления публичного сервитута через ее земельный участок не согласна, т.к. нарушаются ее права как собственника.
Заинтересованное лицо комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о дне судебного заседания извещен, не явился, возражений на иск не представил.
Заинтересованные лица Ч. и К. о дне судебного заседания извещались, не явились.
Суд, выслушав стороны, участвующие в судебном заседании, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, выкопировки д. Грузди, Двуреченского сельского поселения и генерального плана д. Грузди Мостовской сельской администрации на 1997г., по <адрес> имелся проезд к реке Сыра (л.д.9,10).
Из кадастрового плана территории д. Грузди Двуреченского сельского поселения следует от 28.10.2014г., что по <адрес> подъезд к земельный участкам с кадастровым номером № невозможен, поскольку она тупиковая (л.д. 11-13).
Согласно схеме расположения земельных участков, земельные участки площадью 954кв.м, кадастровый №, принадлежащий К., площадью 949кв. м, кадастровый №, принадлежащий Ч. и площадью 800кв.м., кадастровый №, принадлежащий Б. соединены между собой, в результате чего <адрес> оказалась тупиковой, не обеспечивающей сквозного проезда специализированной техники, в том числе пожарных машин (л.д. 23 оборот).
Согласно письма Администрации Двуреченского сельского поселения от 11.03.2015г. №319 следует, что в генеральном плане поселения в настоящее время дорога по <адрес> не отражена (л.д.9).
Главным государственным инспектором Пермского края по пожарному надзору МЧС России по Пермскому краю от 14.01.2015г. в адрес ФИО11 направлен ответ на заявление, где указано, что факты изложенные в заявлении частично подтвердились. Согласно п. 8.13 СП 4.13130.2013 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером 15х15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров. <адрес> является тупиковым проездом, действительно не имеет площадки для разворота пожарной техники размером не менее чем 15х15 метров (л.д.17).
Зам.Прокурора Пермского района вынесено представление главе администрации Двуреченского сельского поселения ФИО9 об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности (л.д.18-19).
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
К ним относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.
Таким образом, суд считает, что заявленные требования о признании незаконным бездействие по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в том числе не организации беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, не обеспечению свободного доступа к водному объекту <адрес> подлежат удовлетворению, поскольку у Двуреченского сельского поселения имеются нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, а именно: не имеется беспрепятственного проезда пожарной техники и свободного доступа к водному объекту <адрес> отсутствует разворотная площадка размером не менее чем 15 x 15 метров, обеспечивающая возможность разворота пожарных автомобилей.
Неисполнение администрацией Двуреченского сельского поселения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности возложенных на нее федеральным законодательством, нарушает конституционные права и интересы, неопределенного круга лиц на охрану здоровья, предусмотренные статьей 41 Конституции Российской Федерации, обеспечиваемые созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, среды обитания.
Пунктом 6 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 69-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Требования пожарной безопасности по обеспечению подходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в СНиП 2.07.01-89.
Отсутствие возможности беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на вышеуказанных объектах ответчиком не оспаривается. Отсутствие беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на вышеуказанном объекте нарушает установленные статьей 34 ФЗ "О пожарной безопасности" права граждан в области пожарной безопасности.
Дороги, проезды и подъезды, используемые в установленных законом случаях в качестве пожарных проездов, в силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, являются территориями общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Следовательно, администрация муниципального образования уполномоченная управлять данными объектами должна обеспечить на них требования пожарной безопасности.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах тупиковой улицы является непосредственной обязанностью Администрации муниципального образования, равно как ее приоритетной задачей - защита жизни, здоровья и имущества граждан в случае пожара, обеспечение условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища.
Суд не может удовлетворить заявленные требования о способе устранения нарушений административным ответчиком в виде установления публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами №
Поскольку в соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Таким образом, администрация сама в праве выбрать способ устранения нарушений.
Кроме того, установление публичного сервитута на земельные участки предусмотрена особая процедура установленная главой 4 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, с учетом заявленных требований, обстоятельств по делу, считает возможным установить срок устранения нарушений в течении шести месяцев, т.е. до 01.04.2017г..
Руководствуясь ст. ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Пермского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Двуреченского сельского поселения удовлетворить в части.
Признать незаконными бездействия Администрации Двуреченского сельского поселения по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а именно не организации беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, не обеспечению свободного доступа к водному объекту <адрес>.
Обязать Администрацию Двуреченского сельского поселения устранить нарушения пожарной безопасности и организовать беспрепятственный проезд пожарной техники и обеспечить свободный доступ к водному объекту <адрес> в срок до 01.04.2017г..
В остальной части требований Прокурору Пермского района Пермского края отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 21.10.2016г.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Пермского районного суда Е.В. Овчинникова