Решение по делу № 33-2285/2015 от 18.02.2015

Судья: Борисова Е.А.                 гр.дело № 33-2285/2015                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2015 года                         г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Захарова С.В.,

при секретаре Тимохиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 15 декабря 2014 года, которым постановлено:

«Признать за Суменковой Н.С. право на обеспечение помещением специализированного жилищного фонда.

Признать распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от 12 августа 2014 года N 3515 в части отказа Суменковой Н.С. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда незаконным и отменить.

Обязать администрацию городского округа Самара включить Суменкову Н.С. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по городскому округу Самара».        

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Суменковой Н.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Суменкова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара от 12 августа 2014 года N 3514 об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и о восстановлении нарушенного права.

В обоснование заявленных требований указали, что с ДД.ММ.ГГГГ года в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей в связи с лишением матери родительских прав в отношении нее, данные об отце в свидетельстве о рождении внесены со слов матери, до достижения совершеннолетия она находилась на государственном обеспечении и проживала в государственных учреждениях. После отчисления в 2007 году из детского дома N 1 и до настоящего времени проживает на съемных квартирах, поскольку вселение и проживание в закрепленном распоряжением администрации Кировского района г.Самары N 1013 от 14 декабря 2001 года жилом помещении по адресу: <адрес> было невозможно, так как проживающая в нем ее мать Суменкова Л.С. страдает психическим заболеванием. Жилых помещений в собственности заявитель не имеет.

В июле 2014 года заявитель обращалась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с просьбой включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда, однако оспариваемым распоряжением ей было отказано во включении в указанный список связи с достижением возраста 23 лет. О принятом решении по ее заявлению она была уведомлена письмом от 14 августа 2014 года исх. N 15-07-25/31594.

Ссылаясь на положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, Суменкова Н.С. просила признать незаконным распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара от 12 августа 2014 года N 3514 об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и восстановить ее нарушенное право путем возложения на администрацию городского округа Самара включить ее в соответствующий список.

В судебном заседании Суменкова Н.С. заявленные требования поддержала, представители администрации г.о.Самара против удовлетворения заявления возражала, ссылаясь на достижение заявителем на момент обращения с заявлением о включении в список на предоставление жилого помещения как лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара на рассмотрения дела не явился без сообщения причин, извещен надлежаще.

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 68-71).

В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара просит об отмене решения, считает его незаконным в связи с неправильным применением норм материального права (72-73).

Проверив законность принятого судом решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, (действовавшего также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",     в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору     социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

На территории Самарской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Самарской области от 28.12.2012 N135 "Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей на территории Самарской     области".

В силу статьи 2 указанного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 10 статьи 3 Закона).

Согласно п.2.4 Порядка обеспечения жилым помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области №421 от 29.10.2008 г., действующего в период достижения заявителем совершеннолетия и до достижения ей возраста 23 лет, на уполномоченный орган (орган местного самоуправления – п.1.4 Порядка) возлагались обязанность информировать детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об условиях их обеспечения жилыми помещениями.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что заявитель Суменкова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к детям, оставшимся без попечения родителей (л.д. 18), после чего она находилась на полном государственном учреждении, отчислена из детского дома в 2007 году по причине достижения совершеннолетий.

За заявителем права на какие-либо объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

В настоящее время Суменкова Н.С. зарегистрирована но не проживает по адресу: <адрес> общей площадью 31,10 кв.м., помимо нее в квартире зарегистрировано и проживает 3 человека (л.д. 45). Данное жилое помещение было закреплено за заявителем распоряжением администрации г.о.Самара N 1013 от 14 декабря 2001 года.

Площадь указанного жилого помещения менее учетной нормы (31.10 кв.м : 4 чел. = 7.78 кв.м.), тогда как в Самарской области учетная норма площади жилого помещения для целей Закона 135-ГД/12 составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.

13 мая 2014 года Суменкова Н.С. после достижения ею возраста 23 лет обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д. 29).

Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 12 августа 2014 года N 3514 Суменковой Н.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории Самарской области, на основании положений Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» в связи с достижением возраста 23 на момент подачи заявления.

О принятом решении заявитель извещена уведомлением N 15-97-25/31594 от 14 августа 2014 года (л.д. 9).

Разрешая спор и удовлетворяя требования заявительницы, суд первой инстанции признал причины пропуска Суменковой Н.С. срока обращения за постановкой на учет уважительными, вызванными ненадлежащим исполнением органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей по даче разъяснений относительно порядка обеспечения жильем, пришел к правильному выводу, что решение об отказе в принятии заявительницы на учет не ответствует требованиям закона.

Тот факт, что на момент обращения в администрацию г.о.Самара Суменкова Н.С. достигла возраста 23 лет, судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание, поскольку отсутствие лиц указанной категории на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, и что суду необходимо выяснять причины, в силу которых лицо указанной выше категории своевременно не встало (не было поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а в случае признания таких причин уважительными требование об обеспечении лиц указанной категории вне очереди жилым помещением по договору социального найма, подлежит удовлетворению.

Причиной, по которой Суменкова Н.С. не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а именно невыполнение администрацией г.о.Самара обязанности по ее информированию об условиях ее обеспечения жилыми помещениями является уважительной.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции правильно, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.

Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм жилищного законодательства.

Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии законных оснований к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Самары от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.

        Председательствующий:

    

        Судьи:

33-2285/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Суменкова Н.С.
Ответчики
ДУИ г.о.Самара
Администрация г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Сивохин Д. А.
27.02.2015Судебное заседание
10.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее