РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2014 года <адрес>
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Борисенко Е.Г.,
с участием истца Каминского В.П.,
при секретаре Ткачевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Каминского ФИО9 к Министерству Обороны Российской Федерации о признании договора социального найма заключенным и о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТА Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании отказа в праве на приватизацию квартиры недействительным и об обязании передать в собственность бесплатно, в обоснование иска указав, что в ДД.ММ.ГГГГ году на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного ФИО10 Квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ, ему и членам его семьи предоставлена квартира, состоящая из трех комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Договор социального найма не заключался, однако, истец ежемесячно оплачивал коммунальные услуги. В настоящее время в квартире проживают его супруга ФИО6, сын ФИО7 и дочь ФИО8 ФИО6, которые отказались от своего права приватизации. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент жилищного обеспечения МО РФ с заявлением о бесплатной передаче в собственность квартиры. Однако, ему было отказано в связи с тем, что признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства.
В ходе судебного разбирательства, истец изменил требования, просил считать заключенным договор социального найма и признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации не обеспечил явку представителя в судебное заседание, предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 48).
Третье лицо ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» МО РФ о месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отзыве представитель пояснил, что в соответствии с Уставом ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России решает и выполняет задачи по организации учёта, контроля за использованием недвижимого имущества Вооружённых сил РФ, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом по заданиям Министерства обороны РФ. При этом ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» МО РФ подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ. Полномочий по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений Уставом ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России не предоставлено, отдельных заданий собственника в отношении данных полномочий также не поступало (л.д. 45, 52).
С учетом указанных обстоятельств, учитывая мнение истца, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснения дала в рамках искового заявления, дополнив, что до ДД.ММ.ГГГГ года служил в <адрес>, затем вместе с семьей переехал в <адрес>, по состоянию здоровья был уволен с военной службы в октябре ДД.ММ.ГГГГ года. Выслуга в Вооружённых силах составляет более <данные изъяты> календарных лет, в льготном исчислении <данные изъяты> лет.
Суд, выслушав истца Каминского В.П., исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В ст. 217 ГК РФ указано, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 1 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (ст. 2 Закона).
Исходя их смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 указанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Следовательно, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть, предоставлено законом в равной мере всем нанимателям и членам их семей (с их согласия).
Согласно ст. 6 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в кооперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из смысла вышеприведённых норм, истец наделена правом на бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации №1470-р от 19.08.2011 г. из перечня, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС Российской Федерации и органов ФСБ, исключена позиция - г. Миллерово Ростовская область.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в общую собственность.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Таким образом, бездействие ответчика по передаче гражданам квартир в частную собственность, занимаемых ими по договору социального найма не позволяет истцам реализовать свое право на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона РФ № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из п. и) вышеуказанного Постановления - Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Кроме того, в п.1 ст. 15 Федерального Закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указано о том, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В ходе рассмотрения данного дела судом установлено, что согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ Каминскому ФИО11 и членам его семьи – жене ФИО6, сыну ФИО7, дочери ФИО8 предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 11).
Суд приходит к выводу, что данное жилое помещение относится к той категории имущества, которое может являться объектом приватизации, является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны РФ.
На обращение Каминского В.П. о разрешении проведения приватизации на указанное жилое помещение из ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерство обороны РФ получен ответ, согласно которому, уставом ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не предусмотрены полномочия по передаче жилых помещений в собственность, из Департамента жилищного обеспечения получен ответ, из которого следует, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения в порядке приватизации возможно в рамках гражданского судопроизводства (л.д. 10, 12).
Как следует из технической документации, общая площадь квартиры уточнена и составляет <данные изъяты> кв.м., жилая площадь составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. 24-26).
Кроме того, как следует из справок, предоставленных Администрацией Миллеровского городского поселения и Комитета по управлению имуществом <адрес> Каминский В.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время на территории муниципального образования «Миллеровское городское поселение», на территории муниципального образования «<адрес>» в приватизации муниципального жилищного фонда не участвовала (л.д. 8, 9).
Как следует из послужного списка (л.д. 28-32, 33), Каминский В.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу непрерывно, общая продолжительность военной службы составляет в календарном исчислении <данные изъяты> <данные изъяты> месяцев, в льготном исчислении <данные изъяты> месяц.
Из справки, выданной ФИО12» (л.д. 14) усматривается, что Каминский В.П. зарегистрирован по адресу: <адрес> имеет состав семьи: жена ФИО6, сын ФИО7, дочь ФИО8
Как следует из справки, выданной ФИО13 Каминский В.П. не имеет задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг (л.д. 13).
Члены семьи супруга ФИО6, сын ФИО7, дочь ФИО8 отказались от участия в приватизации (л.д. 19, 20, 21).
Таким образом, из материалов дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ г. истец Каминский В.П. проживает в спорной квартире, до обращения в суд право на приватизацию им не было реализовано. Он вместе с семьей несет бремя содержания квартиры, оплачивает коммунальные услуги. С учетом того, что истец проживает в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ г., вселен в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истца на жильё не оспаривается, ранее истцом не использовалось право на приватизацию жилого помещения, суд считает, что приведённые выше основания и доказательства являются достаточными и правомерными для удовлетворения требований истца.
Поскольку для вселения выдавался ордер, нарушение письменной формы договора не влекло неблагоприятных последствий для его сторон. Действиями, свидетельствующими о заключении договора, считались вселение лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке, на основании ордера в предоставленное жилое помещение, фактическое проживание там и оплата коммунальных платежей по нормам социального жилья.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каминского ФИО14 к Министерству Обороны Российской Федерации о признании договора социального найма заключенным и о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, - удовлетворить.
Считать заключённым договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, с Каминским ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> <адрес> зарегистрированным и проживающим: <адрес> <адрес>, <адрес>.
Признать за Каминским ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> <адрес>, зарегистрированным и проживающим по адресу: улица квартал <адрес> <адрес>, право собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> - в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение будет изготовлено 23.12.2014 года и может быть получено сторонами.
Судья Е.Г. Борисенко
Мотивированное решение
изготовлено 23.12.2014 года.