Дело № 12-6/2017
РЕШЕНИЕ
17 января 2017 года г.Лениногорск РТ
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сахавова Р.М.,
с участием помощника Лениногорского городского прокурора Пудянева А.М., при секретаре судебного заседания Кашаповой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Косаревой М.П., поданной через защитника Гадельшина А.С. на постановление заместителя Главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Защитник индивидуального предпринимателя Косаревой М.П. Гадельшин А.С., обратился в суд с жалобой на постановление главного государственного инспектора РТ в области охраны окружающей среды ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, которым назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей, считая постановление незаконным, вынесенным с нарушением требований законодательства, и подлежащим отмене, ссылаясь на то, что административным органом не доказано нарушение требований Закона.
На судебное заседание ИП Косарева М.П. не явилась. Представитель Косаревой М.П. – Гадельшин А.С. на суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсуствие, жалобу поддержал.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов РТ ФИО2 считает, что в удовлетворении жалобы необходимо отказать.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, представителя Министерства экологии и природных ресурсов РТ ФИО2, помощника Лениногорского городского прокурора Пудянева А.М., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федеральный закон N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона N 89-ФЗ регламентированы правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются, как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федеральный закон N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с
отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией: порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Объект настоящего правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены сведения об индивидуальном предпринимателе Косаревой М.П.
Постановлением Лениногорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуального предпринимателя Косаревой М.П. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. Постановление вместе с материалами проверки были направлены начальнику Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Лениногорская городская прокуратура совместно с Юго-Восточным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан провела проверку соблюдения хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности требований природоохранного законодательства.
По результатам проверки выявлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности с использованием сауны и гостиницы, расположенных по адресу: РТ, <адрес> индивидуальным предпринимателем Косаревой М.П. допущено нарушение требований статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обогащении с отходами производства и потребления, а именно: на предприятии не ведется журнал учета движения отходов производства и потребления.
Постановлением заместителя государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Косарева М.П. привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Факт совершения индивидуальным предпринимателем Косаревой М.П. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и виновность в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Доводы жалобы о том, что не установлен факт образования, накопления отходов в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления в результате хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя Косаревой М.П., а также их размещение на своей территории несостоятелен.
Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что индивидуальный предприниматель Косарева М.П. осуществляет деятельность, связанную с содержанием сауны и гостиницы, в ходе которой образуются следующие отходы: 1) лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (отработанные ртутные лампы; 2) мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 3) смет с территории предприятия малоопасный; 4) отходы от уборки помещений гостиниц отелей и других мест временного проживания несортированный. Однако учет движения отходов согласно установленной формы ею не организован, соответствующий журнал не ведется.
Выводы о виновности индивидуального предпринимателя Косаревой М.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, обоснованы на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм административного законодательства по делу допущено не было.
Административное наказание индивидуальному предпринимателю Косаревой М.П. назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения индивидуального предпринимателя Косаревой М.П. к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах считаю, что оснований для отмены обжалованного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить пропущенный срок на подачу жалобы на постановление заместителя главного государственного инспектора РТ в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении Косаревой М.П..
постановление заместителя государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Косаревой М.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Косаревой М.П. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней Верховный Суд Республики Татарстан через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Сахавов Р.М.