Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2017 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края в составе председательствующего и.о. судьи Гершкович Н.Г.,
при секретаре Кижуновой Я.В.,
с участием помощника Приморского межрайонного природоохранного прокурора Сорокина В.В.,
с участием представителей административных ответчиков <...>, <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов.
Далее по ходатайству сторон соответчиком признана администрация Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края.
В обоснование заявленных требований истец указал, что была проведена проверка деятельности департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и администрации Надеждинского муниципального района Приморского края по информации Управления Росприроднадзора по Приморскому краю о несоблюдении законодательства об отходах производства и потребления на территории Надеждинского муниципального района.
Установлено, что в границах муниципального образования на
территории земельного участка в <адрес> организована несанкционированная свалка. Площадь занимаемой свалки составляет около № м2.
Кроме того, на территории земельного участка в <адрес>, также организована несанкционированная свалка. Площадь занимаемой свалки составляет около № м.
Отходы состоят преимущественно из бытовых (коммунальных) отходов, строительных отходов: полиэтиленовые мешки, пластиковые и стеклянные бутылки, железные банки, битое стекло, предметы, потерявшие свои потребительские свойства, автомобильные покрышки и другие отходы производства и потребления.
Ветром отходы разносятся по прилегающей территории, тем самым приводя её к захламлению.
Считает, что непринятие мер по ликвидации указанных несанкционированных свалок нарушает право на благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В судебном заседании помощник Приморского межрайонного природоохранного прокурора Сорокин В.В., действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил удовлетворить исковые требования за счет администрации Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, как установленного лица ответственного за земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, в связи с тем, что в силу п.19 ст.14 ФЗ №131 «Об общих принципах организации самоуправления» полномочия по благоустройству территории отнесены к органам местного самоуправления, в данном случае администрации Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края.
В связи с тем, что новые основания иска связаны возможностью привлечения к административной ответственности лиц виновных в организации несанкционированной свалки, суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Представитель административного ответчика администрации Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края иск не признал, считает, что исковые требования должны быть удовлетворены по основаниям, указанным в первоначальном иске.
Представитель департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск, в котором указал, что департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района Приморского края иск не признала, представила суду доказательства принадлежности земель, на которых расположены несанкционированные свалки территории Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления осуществлять деятельность, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт.
Ресурсосбережение, Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. На территории Приморского края за организацию несанкционированной свалки отходов предусмотрена административная ответственность (статья 7.24 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 466-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае»).
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление лица, ответственного за организацию такой свалки.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).При этом суд признает, что ликвидация выявленной несанкционированной свалки бытового мусора по установленным в результате проверки координатам, не регулируется нормами права в сфере правоотношений по обращению с отходами, а является по своей сути организацией работ по благоустройству территории путем очистки ее от мусора.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Согласно п. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на земельном участке, расположенном в <адрес> организована несанкционированная свалка. Площадь занимаемой свалки составляет около № м2.
Кроме того, на территории земельного участка в <адрес>, также организована несанкционированная свалка. Площадь занимаемой свалки составляет около № м2.
Отходы состоят преимущественно из бытовых (коммунальных) отходов, строительных отходов: полиэтиленовые мешки, пластиковые и стеклянные бутылки, железные банки, битое стекло, предметы, потерявшие свои потребительские свойства, автомобильные покрышки и другие отходы производства и потребления.
Ветром отходы разносятся по прилегающей территории, тем самым приводя её к захламлению. На момент рассмотрения дела в суде свалки не ликвидированы, что сторонами не оспаривалось.
Из приложения №3 к Закону Приморского края от 16.12.2004 № 182-КЗ, генерального плана Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края следует, что указанные земельные участки находятся на территории Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, сведений о разграничении государственной собственности либо о правообладателе земельного участка, а также о собственнике отходов в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах распоряжение земельным участком, в том числе и его санитарное содержание, в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 года) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отнесено к полномочиям органа местного самоуправления городского округа - администрации Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края.
Поскольку вопросы уборки территории от бытовых отходов относятся к компетенции органа местного самоуправления городского округа, надлежащим административным ответчиком по делу является администрация Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>;
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>,
░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 26 ░░░ 2017.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░