Дело № 2-182/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2015 года с. Усть-Кокса
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Плотниковой М.В.,
при секретаре Пироженко И.П.,
с участием заместителя прокурора Казанцевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия сельского Совета депутатов Усть-Коксинского сельского поселения, выразившегося в несоблюдении требований о проведении антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов, принятых данных органом в 1 квартале 2015 г., незаконным, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.,
установил:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в Усть-Коксинский районный суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия сельского Совета депутатов Усть-Коксинского сельского поселения, выразившегося в несоблюдении требований о проведении антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов, принятых данных органом в 1 квартале 2015 г., незаконным, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что сельским Советом депутатов Усть-Коксинского сельского поселения не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность ее проведения. Решением главы сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения от 19.02.2013 г. утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов сельского Совета депутатов Усть-Коксинского сельского поселения. В нарушение указанных требований закона сельским Советом депутатов Усть-Коксинского сельского поселения не проводилась антикоррупционная экспертиза в отношении нормативно-правовых актов, принятых в 1 квартале 2015 г. Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы сельским Советом депутатов Усть-Коксинского сельского поселения не исполняется. В связи с бездействием сельского Совета депутатов Усть-Коксинского сельского поселения, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных признаков, нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Заместитель прокурора Казанцева М.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель сельского Совета депутатов Усть-Коксинского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах. В состязательном процессе лицо, участвующее в деле, вправе выбирать как активный, так и пассивный способ защиты своих интересов, потому в силу ст.167 ГПК РФ неявка представителя заинтересованного лица не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность ее проведения.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органами, организациями, их должностными лицами антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Результаты проведения антикоррупционной экспертизы отражаются в заключениях (п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Решением главы сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения № 43-4 от 19.02.2013 г. утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов сельского Совета депутатов Усть-Коксинского сельского поселения.
В нарушение указанных требований законодательства сельским Советом депутатов Усть-Коксинского сельского поселения в первом квартале 2015 г. антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов не проводилась, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы не исполняется.
Учитывая, что сельский Совет депутатов Усть-Коксинского сельского поселения занимается нормотворческой деятельностью, и согласно решению № 43-4 от 19.02.2013 г. обязан проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов сельского Совета депутатов Усть-Коксинского сельского поселения, требования прокурора законны и обоснованны, потому подлежат удовлетворению.
Прокурором Усть-Коксинского района Республики Алтай предложено установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ Суд полагает данный срок допустимым и разумным и устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ
решил:
Требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия сельского Совета депутатов Усть-Коксинского сельского поселения, выразившегося в несоблюдении требований о проведении антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов, принятых данных органом в 1 квартале 2015 г., незаконным, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов в срок до ДД.ММ.ГГГГ г., удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие сельского Совета депутатов Усть-Коксинского сельского поселения, выразившееся в несоблюдении требований о проведении антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов, принятых данных органом за первый квартал 2015 г., незаконным.
Обязать сельский Совет депутатов Усть-Коксинского сельского поселения провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данных органом за 1 квартал 2015 г., в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В.Плотникова