Судья Седлецкий А.В. |
№ 21-427/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
18.12.2019 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника - адвоката (...), действующего в интересах Харитонова С. В., на постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в г. Беломорске Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 08.08.2019, решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 23.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Харитонова С. В.,
установил:постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в г. Беломорске Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 08.08.2019, Харитонов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 23.10.2019, принятым по жалобе Харитонова С.В., постановление должностного лица изменено. Указание в описательно-мотивировочной части постановления на обстоятельство, отягчающее административную ответственность, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, заменено на указание на обстоятельство, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласен защитник (...) в поданной жалобе просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что согласно ст. 27 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) маломерные суда должны иметь судовую роль и судовой билет. Требование административного органа о необходимости наличия у маломерного судна временного свидетельства об управлении безопасностью судна не соответствует действующему законодательству. Осмотр судна не производился, протокол об административном правонарушении не соответствует обстоятельствам дела, в протоколе судебного заседания искажены объяснения Харитонова С.В.
На жалобу поступили письменные мотивированные возражения от административного органа.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
По смыслу положений п. 1 ст. 25 КТМ РФ, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением судов, указанных в п. 1 ст. 27 названного кодекса, должны иметь, кроме прочего, судовые документы, предусмотренные международными договорами РФ, законами и иными правовыми актами РФ, к которым относится Международный кодекс об управлении безопасностью (далее - МКУБ).
В силу пп. 1.3 п. 1 части А Международного кодекса об управлении безопасностью (Резолюция № А.741(18) Международной морской организации, далее - МКУБ), требования МКУБ могут применяться ко всем судам.
Согласно п. 13.2 МКУБ свидетельство, именуемое Свидетельство об управлении безопасностью, должно выдаваться судну Администрацией или организацией, признанной Администрацией. Этот документ должен приниматься как доказательство того, что компания способна выполнять требования Кодекса.
В силу ч. 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон), правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В соответствии с п. 9.2 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 (далее - Правила), капитан судна или лицо (лица), ответственное (ответственные) за добычу (вылов) водных биоресурсов, указанные в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов: организует работу по добыче (вылову) водных биоресурсов на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков); распределяет обязанности между работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя и обеспечивает соблюдение Правил рыболовства.
В силу п. 12 Правил капитан судна (за исключением граждан, осуществляющих любительское и спортивное рыболовство) должен иметь при себе либо на борту судна, в числе прочего, свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) для судна, выданное в определяемом Минсельхозом России порядке.
Приказом Минсельхоза России от 28.04.2015 № 166 утвержден Порядок выдачи рыболовному судну свидетельства об управлению безопасностью и изъятия такого свидетельства (далее - Порядок).
Наличие документов, подтверждающих соответствие судна требованиям МКУБ, в том числе свидетельства об управлении безопасностью, является условием получения пользователем ВБР разрешения на добычу ВБР, согласно п.п. 10 и 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 № 775. Данное правило до 01.01.2020 не применяется лишь в отношении маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, длина которых не превышает 12 м (постановление Правительства РФ от 23.02.2019 № 190).
Основанием привлечения Харитонова С.В. к административной ответственности послужили выявленные 23.07.2019 в период с 16.45 до 17.45 час. в ходе контрольно-проверочного мероприятия следующие обстоятельства. Харитонов С.В., являясь должностным лицом (...) (далее - Кооператив) - капитаном судна (...) управляя данным судном и осуществляя добычу ВБР (фукусов) по выданному Кооперативу разрешению на добычу (вылов) ВБР №, в нарушение вышеприведенных норм не обеспечил наличие на судне действующего свидетельства об управлении безопасностью.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом осмотра от 23.07.2019, уставом Кооператива, разрешением на добычу (вылов) ВБР №, судовым билетом, судовой ролью, временным СвУБ с истекшим сроком действия, актом классификации и освидетельствования маломерного судна, рейсовым заданием, информацией ФГБУ "(...) рапортом должностного лица, выпиской из ЕГРЮЛ.
Из материалов дела следует, что Общество использует рыболовный катер (...) для добычи ВБР. Данное рыбопромысловое судно имеет длину свыше 17 м, в связи с чем, вопреки доводам жалобы, в силу вышеприведенных норм Общество должно иметь на него СвУБ. Ранее на данное судно имелось временное свидетельство № СЗ № со сроком действия с 21.11.2018 по 20.05.2019. 23.07.2019 в ходе контрольного мероприятия административным органом установлен факт использования Обществом данного судна при добыче ВБР (фукусов) при отсутствии действительного СвУБ.
Постановлением должностного лица того же административного органа от 09.09.2019 с учетом изменений, внесенных в него решением судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 30.10.2019, Кооператив привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ за то же нарушение правил рыболовства.
С учетом положений ст.ст. 61, 67, 71 КТМ РФ, п. 12 Правил должностным лицом, ответственным за наличие СвУБ на промысловом судне (...) использующемся для добычи ВБР, является Харитонов С.В. как капитан судна, который также указан в разрешении на добычу ВБР.
Доказательств принятия капитаном зависящих от него мер по недопущению выявленного нарушения в дело не представлено.
С учетом изложенного в действиях должностного лица Кооператива обоснованно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ. Допущенное нарушение нельзя признать малозначительным.
С учетом изложенного Харитонов С.В. по существу обоснованно привлечен к административной ответственности.
Вместе с тем, в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, административным органом было указано на вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Ссылок на иные обстоятельства, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ, в постановлении не имелось.
Судья исключил из постановления ссылку на данное обстоятельство, поскольку оно не нашло подтверждения в судебном заседании. В связи с этим административное наказание подлежало соразмерному снижению как назначенное за совершение правонарушения при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Вместе с тем, постановление в части административного наказания изменено не было. При этом судья вменил Харитонову С.В. иное отягчающее обстоятельство, чем в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ухудшил положение лица, привлеченного к административной ответственности.
С учетом изложенного, постановление должностного лица административного органа и решение судьи подлежат изменению путем исключения из решения судьи указания на обстоятельство, отягчающее административную ответственность, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа до минимальной санкции статьи.
Иных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица или решения судьи, не допущено. Замечаний на протокол судебного заседания Харитонов С.В. или его защитник не подавали, в связи с чем доводы жалобы об искажении содержания объяснений Харитонова С.В. подлежит отклонению.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в г. Беломорске Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 08.08.2019, решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 23.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Харитонова С. В. изменить. Исключить из описательно-мотивировочной части решения судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 23.10.2019 по настоящему делу указание на обстоятельство, отягчающее административную ответственность, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ. Снизить размер назначенного Харитонову С. В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, административного штрафа до 20000 руб.
Судья |
С.В. Щепалов |