РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Немцовой Н.Д., при секретаре Зибировой И.А., с участием сторон, рассмотрел в открытом судебном заседании в селе Большие Уки Омской области
31 июля 2015 года
гражданское дело № 2-323 по иску прокурора Большеуковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Становского сельского поселения Большеуковского района о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности
Установил:
Прокурор Большеуковского района обратился в суд с вышеназванным иском. Обосновывая заявленные требования, ссылается на то, что администрацией Становского сельского поселения не выполнены требования п.78 Правил противопожарного режима в РФ, обязывающего создавать защитные минерализованные полосы в районах, граничащих с лесными массивами, а также с торфяными почвами, удалять в летний период времени сухую растительности и проводить другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Кроме того, в нарушение п.9.4 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной безопасности» в с. Становка и с. Форпост не оборудованы водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. В связи с чем, просит обязать ответчика создать противопожарные минерализованные полосы по периметру территории населенного пункта д. Коновалиха, с. Форпост и оборудовать площадку с твердым покрытием в с. Становка и в с. Форпост.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кузюков М.С. исковые требования прокурора района уточнил. Просил обязать ответчика в срок до 20.09.2015 произвести обустройство минерализованной полосы по периметру д. Коновалиха и с. Форпост, оборудовать площадку с твердым покрытием для подъезда пожарных автомобилей в с. Становка и с. Форпост. Поскольку в ходе проведения повторной проверки соблюдения требований пожарной безопасности установлено, что указанные нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель третьего лица – и.о. главного государственного инспектора по пожарному надзору Андриянов Е.В. заявленные прокурором района исковые требования поддержал. Пояснил, что противопожарные полосы должны обновляться два раза в год до наступления пожароопасного периода. В летний период времени их должны очищать от сухой растительности в целях предупреждения распространения природного огня. В ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности установлено, что на территории Становского сельского поселения до настоящего времени указанное нарушение не устранено. Также не оборудованы площадки с твердым покрытием для подъезда пожарных автомобилей.
Представитель ответчика – глава Становского сельского поселения Данилов М.И. в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Как установлено ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Из части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Так, в силу статьи 63 Закона № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением, организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний и др.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 37 указанного Закона, к противопожарным преградам относятся, в том числе, противопожарные минерализованные полосы
В соответствии с п.78 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
В соответствии со ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Из Стандарта отрасли. Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния. ОСТ 56-103-98, утвержденного приказом Рослесхоза от 24 февраля 1998 № 38, следует, что минерализованная полоса - полоса поверхности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.
В соответствии с п. 5.2 ОСТ 56-103-98 основными показателями качества противопожарных минерализованных полос являются: минерализация (по допустимым размерам необработанных участков поверхности почвы) и степень заделки грунтом.
Согласно п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии с п.9.4 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной безопасности» водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно с отделением надзорной деятельности Большеуковского района, установлено, что на территории Становского сельского поселения противопожарная минерализованная полоса в местах прилегания к лесному массиву отсутствует. Не оборудованы площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей (л.д. 7-9, 11).
В силу указанных норм закона, суд находит доводы прокурора о том, что именно администрации сельских поселений должны обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего населенного пункта.
Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан на охрану жизни и здоровья, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области пожарной безопасности. Бездействие администрации Становского сельского поселения в решении вопросов местного значения нашло подтверждение в части не приведения в соответствие защитной минерализованной полосы в местах прилегания населенного пункта к лесному массиву. Поэтому выявленные нарушения должны быть устранены.
Природные пожары способны распространиться на населенные пункты, относящиеся к ведению администраций, могут принять серьезные масштабы с тяжкими последствиями, гибелью людей, причинению ущерба имуществу граждан и организаций, лесному фонду.
Правомерность предъявления прокурором Большеуковского района настоящего заявления в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подтверждается положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора Большеуковского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации Становского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в части не устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Обязать администрацию Становского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в срок до 20 сентября 2015 года привести противопожарные минерализованные полосы по периметру д. Коновалиха и Форпост в состояние, исключающее возможность распространения ландшафтных пожаров на территорию населенного пункта. Оборудовать в с. Становка и с. Форпост подъезды к водоему с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Большеуковский районный суд Омской области.
Судья Н.Д. Немцова