Судья Буланова Н.А. Дело № 33а-12245
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
7 декабря 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края по апелляционной жалобе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 5 сентября 2017 года, которым требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично: признано незаконным бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в непринятии мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Максимовка, на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края возложена обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установление границ водоохранной зоны прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Максимовка, в соответствии с представленными полномочиями и в установленном порядке. В части установления департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края срока осуществить мероприятия по установлению границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Максимовка в один год – отказано.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований водного законодательства. По результатам проверки установлено бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в неустановлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта реки Максимовка Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями по осуществлению мер по охране водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются в целях охраны водных объектов путем установления специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленного на предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25 июня 2014 года № 05-07/49 утверждена схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек Японского моря. Указанной схемой утвержден перечень водных объектов бассейна Японского моря, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти Приморского края, который предусматривает 41 объект, из которых 28 водных объектов особо ценного рыбохозяйственного значения, границы водоохранных зон которых должны быть установлены в первую очередь, в том числе для реки Максимовка. До настоящего времени уполномоченным органом не приняты меры по охране водного объекта реки Максимовка в части установления границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта), сведения о водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта для включения в государственный водный реестр, а также в орган регистрации прав не направлены. Бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края оказывает негативное влияние на водные биологические ресурсы указанного водного объекта.
Просит признать незаконным бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в неустановлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Максимовка, возложить на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу в отношении реки Максимовка обязанность по: определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических координатах; установлению на всем протяжении в пределах Приморского края водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаках в характерных точках рельефа, в местах пересечения водного объекта с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр; предоставлению в установленном порядке документов (содержащихся в них сведений) о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в уполномоченный орган регистрации прав для внесения сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в Единый государственный реестр недвижимости.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что обязательным условием осуществления департаментом мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы конкретного водного объекта и закреплению их на местности специальными информационными знаками является включение данных мероприятий в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, и поступление денежных средств в виде субвенций на соответствующие мероприятия. Поскольку мероприятия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Максимовка и закреплению их на местности в данный перечень не включены и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, у департамента не возникло обязанности по осуществлению данных мероприятий. Правовые акты не устанавливают каких-либо сроков для проведения работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и закреплению их на местности специальными информационными знаками. Департаментом ежегодно проводятся работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных зон. Приоритет отдается водным объектам, подверженным наибольшему антропогенному воздействию и являющимся объектами высшей рыбохозяйственной категории. Реализация указанных в административном иске мероприятий предполагает двухстадийное выполнение: один год – разработка проектной документации, второй год – закрепление на местности посредством установки специальных информационных знаков. Предоставление документов о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в уполномоченный орган регистрации прав для внесения сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в ЕГРН осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного водного реестра, а не департаментом.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе административного иска.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя административного истца - прокурора Нишонову Ф.А., которая против доводов апелляционной жалобы возражала, при этом полагала необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований водного законодательства, в том числе полноты и своевременности мер, принимаемых департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края к охране водных объектов, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В результате проверки установлено, что приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25 июня 2014 года № 05-07/49 утверждена Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек Японского моря.
Река Максимовка в Приморском крае впадает в Японское Море, длина реки 105 км.
При этом согласно информации департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Максимовка не установлены.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.3 ст.26 Водного кодекса РФ).
В силу статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливается предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
В соответствии с пунктом 5.6.4 Положения Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов.
В силу пункта 1 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30декабря 2006 года № 883, схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Согласно пункту 2 Правил схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.
Очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (п.3 Правил).
Схемами устанавливается, в том числе, перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.п «б» п.6 Правил).
Регламент формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный Приказом Росводресурсов от 23 июня 2016 года № 123, определяет состав и формы прогнозных материалов, порядок представления и рассмотрения предложений о необходимых объемах бюджетных ассигнований на финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий и работ, направленных на реализацию государственных задач в сфере водных ресурсов по обеспечению социально-экономических потребностей в водных ресурсах, безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, предупреждению и снижению ущербов от наводнений и другого негативного воздействия вод, включая предложения по реализации субъектами Российской Федерации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
Согласно пункту 1.9 Регламента решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ, указанных в пункте 1.2 настоящего Регламента, принимается руководством Росводресурсов на основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению материалов бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 и на плановый период 2018 - 2019 годов (далее - Комиссия) по результатам рассмотрения материалов бюджетных проектировок Комиссией в соответствии с разделом 4 настоящего Регламента.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов, принимает решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ в области водных отношений.
Признавая незаконным бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края и возлагая на него обязанность принять меры, направленные на установление границ водоохраной зоны прибрежной защитной полосы водного объекта, суд постановил выполнить мероприятия, вопрос финансирования которых входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти – Федерального агентства водных ресурсов, то есть принял решение о правах и об обязанностях органа исполнительной власти, не привлеченного к участию в деле, в то время как его участие при рассмотрении настоящего дела является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судебной коллегией установлено, что суд первой инстанции, разрешая дело по административному иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора, не привлек к участию в деле Федеральное агентство водных ресурсов.
С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального права и вышеуказанных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит отмене с передачей дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 5 сентября 2017 года отменить.
Административное дело по административному иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи