Дело № 2а-45\2018
Мотивированное
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
24 апреля 2018 года р.п. Исса Пензенской области
Иссинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Л.И., с участием административного истца Кузнецова В.Г., его представителя Ольхова С.Г., представителя ответчика Администрации МО «р.п.Исса» по доверенности Гришина А.А., при секретаре Поляковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Кузнецова Владимира Георгиевича к Администрации Муниципального образования «р.п. Исса» Иссинского района Пензенской области о признании незаконным решение от 20 марта 2018 года № 136 об отказе в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 920 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что 22 февраля 2018 года обратился к административному ответчику с заявлением о подписании акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для осуществления процедуры по предоставлению ему на праве собственности без проведения торгов этого земельного участка. Ответом от 20 марта 2018 года № 136 ответчик отказал в согласовании местоположения границ земельного участка по причине того, что на испрашиваемом земельном участке расположен многоквартирный (двухквартирный) жилой дом, и согласно ч. 1 ст. 36 ЖК земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Считает, что данный отказ не соответствует закону. В 2017 году он подготовил проект межевого плана земельного участка, однако акт согласования местоположения границ земельного участка не согласован, то есть фактически границы вышеуказанного земельного участка уточнены.
Ссылка ответчика на то, что предоставление в собственность земельного участка, находящегося под квартирой многоквартирного жилого дома, законодательством не предусмотрено, не основана на материальных нормах права, поскольку земельный участок под квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, находится в собственности иного лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №. Смежные землепользователи подписали акт согласования местоположения границ спорного земельного участка. Административный ответчик нарушил такое основополагающее положение Конституции РФ, как равенство всех перед законом, поскольку актом административного ответчика земельный участок под квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, предоставлен в собственность гражданина РФ.
В судебном заседании административный истец на иске настаивал, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель истца Ольхов С.Г. пояснил, что административный истец подготовил проект межевого плана, согласовал границы земельного участка с соседями и этот межевой план предоставил ответчику с заявлением о согласовании границ. Однако ответчик отказал в согласовании границ, фактически отказал согласовать схему расположения земельного участка. На кадастровом учете земельный участок стоит без определения границ. Считает отказ ответчика незаконным, поскольку расположенный на указанном земельном участке дом не является многоквартирным, тем более под другой частью дома земельный участок уже находится в собственности гражданина. Поэтому земельный участок, расположенный под указанным домом не может быть в общей долевой собственности. Сам же ответчик предоставил земельный участок под соседней квартирой в собственность собственника соседней квартиры. Решение об отмене своего постановления не принимает и не может принять, поскольку оно вынесено еще до введения ЖК РФ.
Представитель административного ответчика Гришин А.А. иск не признал и пояснил, на спорном земельном участке расположена квартира истца, расположенная в многоквартирном (двухквартирном) доме. А земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных указанным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образуемые и измененные земельные участки должны соответствовать требованиям, указанным в ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 09 июля 2003 года. Запись о регистрации права произведена 21 июля 2003 года (л.д.10- свидетельство о государственной регистрации права).
22 февраля 2018 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о согласовании проекта границ земельного участка, представив проект межевого плана с актом согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 920 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.7, 22-31).
Административный ответчик письмом от 20 марта 2018 года № 135 отказал административному истцу в согласовании местоположения границ земельного участка со ссылкой на ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
В силу действующего земельного законодательства, право на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, может быть реализовано лишь с соблюдением определенных административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом соответствующего решения.
Предварительное согласование предоставления земельного участка в силу ст. 39.15 Земельного кодекса РФ осуществляется на основании заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором помимо прочего указывается: основание предоставления земельного участка без проведения торгов; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий (обозначающих в том числе планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования), местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Фактически административный ответчик отказал административному истцу в согласовании схемы расположения земельного участка.
В соответствии с ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Однако отказ административного ответчика не основан ни на одном из подпунктов ч. 16 указанной статьи.
Изложенное в отказе основание не предусмотрено ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Кроме того, указанное основание необоснованно, исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником <адрес>( л.д.9). Собственником квартиры № этого же дома является К.Р.С., которой на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1498 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления главы администрации р.п. Исса Иссинского района Пензенской области от 08 августа 2003 года № 140 и договора купли- продажи земельного участка от 08 августа 2003 года № 162 (л.д.10).
При этом согласно данным технического паспорта в данном жилом доме помещений общего пользования не имеется, что не отрицается и административным ответчиком.
Сведений о формировании, постановке на кадастровый учет единого земельного участка для эксплуатации всего домовладения не имеется. Право пользования Кузнецовым В.Г. испрашиваемым земельным участок никем, в том числе административным ответчиком, не оспаривается.
Согласно пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации: к отдельно стоящим жилым домам относятся дома, с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); к жилым домам относятся дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; к многоквартирным домам относятся дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Понятие многоквартирного дома дано в пункте 6 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" - это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Однако данное Постановление Правительства Российской Федерации принято в соответствии с его полномочиями, предусмотренными статьями 15 и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, применительно к вопросу о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1 указанного Постановления).
Таким образом, жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Наличие одной крыши у двух квартир при отсутствии иных общих помещений и коммуникаций нельзя расценивать, что дом является многоквартирным.
В СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 22 марта 2001 года N 35, казано, что дом жилой блокированный - это блокированный дом, состоящий из двух и более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок.
Согласно СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 24 декабря 2010 года N 778, жилое здание многоквартирное - это жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы; блокированный жилой дом (дом жилой блокированной застройки) - это здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа.
В письме Минэкономразвития Российской Федерации от 17 октября 2011 года N ог-д23-1694 "О статусе жилого дома блокированной застройки" указано, что... Неоднозначность и нечеткость формулировок, содержащихся в понятиях "квартиры", "жилые дома блокированной застройки", "многоквартирные дома" требуют внесения изменений в действующее законодательство в части введения четких и отличительных признаков. Соответственно, для каждого из названных объектов недвижимости необходимо установить физические, явные отличительные признаки, такие как: количество этажей, размер площади, количество выходов, наличие помещений и территорий общего пользования.
Согласно технического паспорту на квартиру истца по указанному адресу, жилой <адрес> разделен на две квартиры, собственником одной из которых является истец. Обе квартиры в указанном доме являются изолированными друг от друга, имеют общую стену без проемов. Каждая квартира имеет отдельный вход на свой (отдельный) земельный участок, через который осуществляется проход к принадлежащим к каждой квартире частям домостроения, самостоятельные системы отопления, водоснабжения, электроснабжения (л.д. 11-18).
Тот факт, что предоставленный в собственность К.Р.С. земельный участок по адресу <адрес>, не отмежеван, не свидетельствует о том, что он был предоставлен по иному адресу и расположен в ином месте, тем более его границы на месте определены забором. Доказательств тому, что К.Р.С. был предоставлен указанный земельный участок не под ее квартирой, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах ссылка ответчика в письме от 20 марта 2018 года № 135 на то, что предоставление в собственность земельного участка, находящегося под квартирой многоквартирного дома, законодательством не предусмотрена, не может относиться к данному случаю.
Тот факт, что истец является собственником квартиры, сам по себе не свидетельствует об отсутствии у него права на приобретение в собственность спорного земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
Эксплуатация названного дома в целом исключает необходимость наличия общего имущества, в том числе и земельного участка под таким домом, поскольку квартиры, правообладателями которых являются административный истец и К.Р.С., имеют самостоятельный вход\выход, обособлены друг от друга. В этом случае, учитывая отсутствие общих помещений и жилых помещений, предназначенных для постоянного проживания, имеющих самостоятельные выходы к помещениям общего пользовании, что характеризует многоквартирный дом, к такому имуществу не могут применяться правила, применяемые к многоквартирным домам, в том числе и в вопросе предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Указанные выше особенности правового режима земельного участка обусловлены объективными обстоятельствами: множественностью пользователей земельным участком, включая как собственников жилых помещений, так и членов их семей, переменой состава этих лиц при переходе права собственности на жилые помещения, невозможностью, как правило, выделения каждому из сособственников соответствующей обособленной части земельного участка, отсутствием вследствие этого сложившегося порядка пользования обособленными частями земельного участка, необходимостью доступа каждого из указанных лиц к объектам общего имущества, расположенным на этом участке, и т.д..
Как установлено судом и следует из материалов дела, <адрес> является одноэтажным, состоит из двух квартир, предназначенных для проживания одной семьи, имеющих общую стену без проемов между квартирами, каждая из которых расположена на соответствующем земельном участке, и имеет отдельный выход на него.
Оценка возможности раздела или изменения земельного участка должна решаться с учетом требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности о предельных минимальных размерах земельных участков (пункты 1, 2), недопустимости образования земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4), о недопустимости раздела, перераспределения или выдела земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Обстоятельств, свидетельствующих о неделимости земельного участка, не установлено и на такие обстоятельства административным ответчиком не указано. Тем более земельный участок под квартирой № ранее предоставлен в собственность К.Р.С. постановлением административного ответчика.
Судом установлено, что земельные участки, на которых расположена каждая из квартир <адрес>, находятся в пользовании собственников этих жилых помещений, а у К.Р.С. в собственности с 2003 года, хозяйственные постройки указанных лиц расположены на соответствующем земельном участке, участки огорожены и между К.Р.С. и Кузнецовым В.Г. достигнуто взаимное согласование границ земельных участков, такой порядок пользования земельными участками сложился в течение более 10 лет.
Отказывая административному истцу в согласовании схемы границ - расположения земельного участка по указанному в ответе основанию, административный ответчик не учел, что таким способом не будет восстановлено единство земельного участка под жилым домом, поскольку наибольшая его часть находится в собственности К.Р.С..
Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Отказывая административному истцу административный ответчик, тем самым при указанных обстоятельствах, установил не обусловленные объективными обстоятельствами различия в правах административного истца как собственника <адрес> и собственника № в этом же доме, в чьей собственности находится земельный участок площадью 1498 кв.м..
Не учел административный ответчик и тот факт, что собственник смежного земельного участка площадью 1498 кв.м. К.Р.С. подписала акт согласования местоположения границ земельного участка, то есть согласовала план земельного участка Кузнецова В.Г..
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ незаконный.
Руководствуясь ст. 175-178, 180, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
признать незаконным отказ администрации МО «р.п. Исса» Иссинского района Пензенской области от 20 марта 2018 года № 135 в согласовании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 920 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию МО «р.п. Исса» Иссинского района Пензенской области рассмотреть заявление Кузнецова Владимира Георгиевича о согласовании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 920 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями законодательства.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2018 года.
Судья-