Решение по делу № 33-3681/2017 от 09.02.2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                                        № 33-3681/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 февраля 2017 года                                г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                    Милютина В.Н.,

судей                                Вахитовой Г.Д.,

                                    Нурмухаметовой Р.Р.,

при секретаре Шаранове Д.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Подцепихиной И.Е. – Романовой Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 декабря 2016 года, которым постановлено:

в удовлетворении измененных исковых требований Подцепихиной И.Е. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, заключить договор купли-продажи земельного участка -отказать.

Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Подцепихина И.Е. обратилась в суд с иском, с учетом его уточнений в ходе рассмотрения дела, к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи на земельный участок, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и заключить его, мотивируя свои требования тем, что она является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, площадью 403 кв.м., с кадастровым номером №..., по адресу: адрес. Указанный земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, был предоставлен ей на основании постановления главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан №... от дата в аренду на 5 лет до дата, что подтверждается договором аренды №... от дата, зарегистрированным в Управлении земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. В настоящее время оформлен договор аренды №... от дата сроком с дата до дата. Истец дата обратилась в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка и государственном регистрации права собственности, на что дата получила отказа, мотивированный тем, что земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Не согласившись с данным отказом, истец обратилась с настоящим иском в суд, в котором просила признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата в заключении договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, площадью 403 кв.м; обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи на вышеуказанный земельный участок; обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключить с ней договор купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, площадью 403 кв.м.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Подцепихиной И.Е. – Романова Е.В. просит упомянутое решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что спорный земельный участок находился в бессрочном пользовании у бывшего собственника и в силу ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации к новому приобретателю строения, перешло право на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника, поэтому к истцу перешли те же права на земельный участок, которые были у предыдущего собственника дома.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Подцепихину И.Е., ее представителя Романову Е.В., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Земельный кодекс Российской Федерации в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

На основании п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п. п. 2. п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (пункт 7);

Как установлено судом и следует из материалов дела, Подцепихина И.Е. на основании решения и.о. мирового судьи судебного участка №... по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан от дата является собственником жилого дома, площадью 26,1 кв.м, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №... от дата и на основании договора дарения от дата собственником пристроя, площадью 10,6 кв.м, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №... от дата (л.д. 13,14).

Жилой дом расположен на земельном участке, который состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровом паспортом земельного участка №... от дата, индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение, указана его площадь 403 кв.м. Земельный участок сформирован и состоит на кадастровом учете с дата, ему присвоен кадастровый №..., разрешенное использование – для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (литер А), пристроя (литер А1), надворных построек (л.д. 30).

Согласно постановлению главы Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан №... от дата указанный земельный участок предоставлен истцу в аренду на 5 лет.

Договором аренды земельного участка №... от дата срок аренды установлен с дата по дата.

Истец дата обратилась в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, на которое Управление по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом от дата №... ответило отказом со ссылкой на то, что согласно решению Совета городского округа г. Уфа РБ №... от дата земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в связи с чем земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность (л.д. 12).

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (пп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за № 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 года № 41/6 «О резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд», земельный участок с кадастровым номером №..., зарезервирован для муниципальных нужд.

Данное решение опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» за № 17-18 от 29 января 2015 года, оно кем-либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.

Истец по поводу предоставления ей земельного участка в собственность обратилась 18 августа 2016 года, то есть, после принятия указанного решения Совета городского округа г. Уфа за №41/6 от 28 января 2015 года.

Учитывая наличие установленного действующим законодательством запрета на предоставление в частную собственность земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Таким образом, судебная коллегия находит решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Подцепихиной И.Е. – Романовой Е.В., без удовлетворения.

Председательствующий                      В.Н. Милютин

Судьи                              Г.Д. Вахитова

     Р.Р. Нурмухаметова

Справка: судья И.

33-3681/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Подцепихина И.Е.
Ответчики
УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Милютин Владимир Николаевич
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
22.02.2017Судебное заседание
27.03.2017Передано в экспедицию
27.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее