Решение по делу № 2а-512/2018 ~ М-513/2018 от 31.10.2018

Дело № 2а-512/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2018 года                                 р.п.Краснозерское

    Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего – судьи Силантьевой Т.В.,

при секретаре Гавронине В.В.,

с участием административного истца Петрова А.С.,

представителя административного ответчика Цигеман Е.Н.,

рассмотрев административное дело по административному иску Петрова Александра Сергеевича об оспаривании решения призывной комиссии Краснозерского района Новосибирской области об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой,

установил:

Петров А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Краснозерского района Новосибирской области №5 от 05 октября 2018 года об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой.

В обоснование своих требований указал, что является сознательным отказчиком от военной службы, его антимилитаристическим и морально-этическим убеждениям противоречит несение военной службы. Указанные взгляды формировались у него на протяжении длительного времени.

28 сентября 2018 года им было отправлено заявление в военный комиссариат Доволенского, Кочковского и Краснозерского районо о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям.

05 октября 2018 года решением призывной комиссии Краснозерского района Новосибирской области в удовлетворении указанного заявления было отказано.

Административный истец не согласен с данным решением, полагает, что административный ответчик, данным решением нарушил его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантируемое ему ч.1 ст.28, ч.3 ст.59 Конституции РФ и ч.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Обращая внимание на то, что призывная комиссия отказала ему в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой потому, что он не приложил к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы и/или работы, указывает, что он намеренно не стал этого делать, так как полагал, что в личном деле уже должна быть его характеристика с места работы и места учебы, а также автобиография, так как он уже два раза подавал заявление о замене ВС на АГС и ещё тогда приложил все документы, более он официально нигде не учился и не работал.

Полагает, что призывная комиссия фальсифицировала данные. После призывной комиссии, через пару дней, к его дому подъезжал участковый, с целью выяснения обстоятельств его не явки на призывную комиссию. Утверждает, что он был на призывной комиссии, что подтверждается наличием у него на руках письменного отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Кроме того, принять решение без его участия призывная комиссия не может, так как рассмотрение и принятие решения, по закону должно происходить непосредственно с участием подателя заявления. Расценивает данные действия призывной комиссии, как упрямые попытки отправить его в армию, запугать или надавить, что, конечно же, не получилось.

Просит признать незаконным решение призывной комиссии от 05 октября 2018 года об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

В судебном заседании административный истец Петров А.С. поддержал исковые требования, по изложенным в административном иске основаниям. Дополнительно, ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 года №447-О, указал, что право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не нуждается в конкретизации и является непосредственно действующим, притом именно индивидуальным правом, то есть связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а неколлективном аспекте, а значит должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет. Кроме того, в обоснование своих требований указывает на свои антимилитаристские и морально-этические убеждения, формировавшиеся у него на протяжении длительного времени, окончательно сформировавшиеся в последнее время. Отмечает, что он является свободолюбивым человеком, его убеждениям противоречит установленный в армии распорядок дня, не позволяющий самостоятельно планировать свой день, проживание в казарме, необходимость жить по уставу и подчиняться приказам, отсутствие возможности им возражать. В армии он будет лишен возможности оставаться наедине со своими мыслями, с природой, заниматься музыкой. Он занимается самосовершенствованием, считает, что во всем мире должна быть создана такая система отношений, чтобы конфликты разрешались без участия вооруженных сил, а путем переговоров. Убежден, что на гражданской службе он принесет больше пользы для государства.

Представитель административного ответчика Цигеман Е.Н. в судебном заседании полагала исковые требования необоснованными, поскольку при принятии решения об отказе административному истцу Петрову А.С. в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, комиссия руководствовалась нормой закона, установленной абзацем 2 части 4 статьи 12 Закона, согласно которой гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной службой определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно абзаца 2 части 2 статьи 11 Закона к заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. Указанное требование содержится также в п.16 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2004 года №256 «Об утверждении Положения» о порядке прохождения альтернативной гражданской службы». Поскольку Петровым А.С. к заявлению не были приложены указанные документы, последним был нарушен порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, установленный законом. Полагала, что призывником это было сделано умышленно, ранее предоставляемые Петровым А.С. документы дважды уже были предметом рассмотрения, в связи с чем последнему вновь необходимо было представить указанные выше документы. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Доволенского, Кочковского и Краснозерского районов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором требования административного истца считает необоснованными, поскольку при подачи им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, последним был нарушен порядок подачи данного заявления, установленный Федеральным законом от 25 июля 2002 года №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что 25 сентября 2017 года Петров А.С. впервые обратился в военный комиссариат Доволенского, Кочковского и Краснозерского районов с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской службой в связи с наличием убеждений, противоречащих несению военной службы.

06 октября 2017 года решением призывной комиссии Краснозерского района Новосибирской области было отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Решением Краснозерского районного суда Новосибирской области от 05 декабря 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Новосибирского областного суда от 06 марта 2018 года, Петрову А.С. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным указанного решения призывной комиссии от 06 октября 2017 года.

27 марта 2018 года Петров А.С. повторно обратился с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской службой в связи с наличием убеждений, противоречащих несению военной службы.

Решением призывной комиссии Краснозерского района Новосибирской области от 05 апреля 2018 года в удовлетворении его заявления в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой вновь было отказано.

Решением Краснозерского районного суда Новосибирской области от 03 июля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Новосибирского областного суда от 25 сентября 2018 года, Петрову А.С. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным указанного решения призывной комиссии от 05 апреля 2018 года.

В соответствии с п.7 ст.12, ст.15 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 года призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Согласно подпункта «а» пункта 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденных Приказом Министра Обороны Российской Федерации №400 от 02 октября 2007 года в конце каждой призывной кампании (не позднее 15 июля (31 декабря) отменяются не реализованные в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу.

Очередное обращение Петрова А.С. с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой 28 сентября 2018 года не свидетельствует о пропуске им срока, поскольку по смыслу ст.59 Конституции Российской Федерации и положений Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» истец не лишен права неоднократного обращения с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при новом призыве с соблюдением, установленныхст.11ст.11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» срока и порядка подачи указанного заявления. В случае пропуска срока обращения с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой такой срок может быть восстановлен по уважительным причинам.

Решением призывной комиссии Краснозерского района Новосибирской области №5 от 05 октября 2018 года в удовлетворении заявления отказано, на основании абзаца 1 части 4 статьи 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», в связи с нарушением порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определенного статьей 22 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы». Абзац 1 части 2 статьи 11 «Об альтернативной гражданской службе» - «к заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина» (л.д.7).

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Согласно ст.1 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

В силу положений главы 2 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», регламентирующей организацию направления граждан на альтернативную гражданскую службу, реализация гражданином конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой носит заявительный характер.

Сроки и порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой определены статьей 11 указанного Федерального закона и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года №256.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Этой же нормой права предусмотрено, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы, а также указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Указанное полностью соответствует Положению о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 года №256 в пунктах 15 и 16 которого указано, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

Пунктом 4 статьи 12 этого же Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

К таким основаниям закон относит: нарушение срока и (или) порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие гражданина документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее гражданину была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, и он от нее уклонился.

Оценивая заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, датированное 28 сентября 2018 года (л.д.35-36), поступившее посредством Почты России 02 октября 2018 года в военный комиссариат Доволенского, Кочковского и Краснозерского районов, пояснения Петрова А.С., не оспаривавшего того обстоятельства, что им действительно к данному заявлению не были приложены автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы, суд, принимая во внимание положения п.2 ст.11 Федерального закона от 25 июля 2002 года №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», приходит к выводу об обоснованности выводов призывной комиссии о том, что Петровым А.С., при направлении указанного выше заявления, был нарушен порядок подачи данного заявления.

При этом суд признает, что указание Петрова А.С. в заявление на то, обстоятельство, что характеристика с места работы и автобиография им представлены ранее, для приложения к личному делу призывника (куда она и была подшита), в связи с чем, он данные документы к заявлению не прикладывает, не освобождает последнего от соблюдения установленного п.2 ст.11 Федеральным законом от 25 июля 2002 года №113-ФЗ требования, принимая во внимание то, что имеющая в деле призывника характеристика и автобиография дважды были предметом оценки, как призывной комиссией Краснозерского района, так и судом первой и второй инстанций, при оспаривании Петровым А.С. решения призывных комиссий Краснозерского района Новосибирской области об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой.

Таким образом, для реализации права административного истца на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не является достаточным только представить заявление о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям, необходимо также обосновать данное утверждение, указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене службы по призыву альтернативной гражданской службой, привести какие-то объективные факты, которые свидетельствовали бы о прочном сформировавшихся убеждениях лица неприятия военной службы, представить доказательства своих доводов, при этом административный истец должен также соблюсти установленный порядок подачи данного заявления.

Учитывая изложенное, суд полагает, что при названных обстоятельствах у призывной комиссии имелись основания для отказа в удовлетворении заявления Петрова А.С. по тому основанию, что последним не был соблюден порядок подачи данного заявления.

Доводы истца о том, что призывная комиссия фальсифицировала данные о том, что он не явился на призывную комиссию, суд признает надуманными, поскольку из представленных в суд документов, пояснений административного ответчика, письменного отзыва заинтересованной стороны, документов представленных по запросу суда, следует, что Петров А.С. прибыл на заседание призывной комиссии, и решение об отказе последнему в замене военной службы альтернативной гражданской службой принималось в присутствии Петрова А.С. Приезд же 08 октября 2018 по месту жительства административного истца сотрудника полиции был связан с тем, что Петров А.С. осенью 2018 года не прошел медицинскую комиссию, поэтому призывная комиссия Краснозерского района не смогла вынести решение о призыве Петрова А.С. на военную службу. В сентябре 2018 года Петров А.С. от получения повестки для прохождения медицинской комиссии, отказался. 08 октября 2018 года Петров А.С., пояснив сотруднику полиции, что 05 октября 2018 года был на призывной комиссии, не стал расписываться в получении повестки для выполнения мероприятий связанных с призывом на военную службу (прохождение медкомиссии).

Доводы административного истца о незаконности решения призывной комиссии суд также находит несостоятельными, поскольку они опровергаются решением призывной комиссии от 05 октября 2018 года №5, в котором указаны основания, по которым Петрову А.С. отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения призывной комиссии незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Петрова Александра Сергеевича об оспаривании решения призывной комиссии Краснозерского района Новосибирской области №5 от 05 октября 2018 года об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Краснозерский районный суд.

Решение в окончательной форме принято 04 декабря 2018 года.

Судья

2а-512/2018 ~ М-513/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петров Александр Сергеевич
Ответчики
Призывная комиссия Краснозерского района Новосибирской области
Другие
Военный комиссариат Доволенского, Кочковского, Краснозерского района
Суд
Краснозерский районный суд
Судья
Силантьева Татьяна Владимировна
31.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
14.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2018[Адм.] Судебное заседание
04.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2019[Адм.] Дело оформлено
25.03.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее