Дело № 2-293/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Мраково. 04 мая 2018 года.
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Абдрахимова Г.А.,
при секретаре Григорьевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сабитова Садыка Минигазизовича к Насыровой Гульбике Минигазизовне о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительным свидетельства о праве на наследство, определении долей наследников на наследственное имущество наследодателя,
УСТАНОВИЛ:
Сабитов С.М. обратился в суд с указанным иском. Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года умерла его мама ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ответчик Насырова Г.М. заявляла, что имеется завещание умершей на ее имя. В нотариальные органы истец не обращался. На день смерти матери истцу было 63 года, он имел право на обязательную долю наследственного имущества. Просит восстановить пропущенный срок для принятия наследства, признать недействительным свидетельство о праве на наследство, определить доли наследников на наследственное имущества.
В судебном заседании истец Сабитов С.М. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить иск. Суду пояснил, что о смерти матери знал, в похоронах участвовал, к нотариусу за оформлением наследства не обращался, поскольку не знал о необходимости обращения к нотариусу, ему никто об этом не говорил, ответчица обещала отдать ему часть денег после продажи квартиры матери, но не отдала, в связи с чем он обратился к юристам и выяснил, что имеет право на обязательную долю в наследственном имуществе матери. Со дня смерти матери он тяжкими заболеваниями не страдал, жил у себя дома, никуда не уезжал.
Ответчик Насырова Г.М. о рассмотрении дела надлежаще извещена, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Назаргулов Г.Г. исковые требования не признал, просил в иске отказать. Пояснил, что истец с заявлением о принятии наследства после смерти матери к нотариусу в установленный срок не обратился, не предпринимал никаких попыток вступить в права наследования к имуществу наследодателя, не обращался с заявлением по месту открытия наследства.
Третье лицо-нотариус НО Кугарчинский район РБ Сулейманов Р.И. о рассмотрении дела надлежаще извещен, в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Ст. 1141 ГК РФ установлено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно первому абзацу пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 кодекса), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали. В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
По смыслу вышеуказанных норм права, основаниями для восстановления срока принятия наследства являются исключительные обстоятельства, лишившие наследника возможности в установленные законом сроки принять наследственное имущество.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Сабитова С.М. и ответчика Насыровой Г.М. - ФИО10 ( повторное свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ года).
В установленный законом шестимесячный срок истец к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратился, в качестве причины пропуска срока в исковом заявлении ссылается на то, что, после похорон его сестра Насырова Г.М. заявила, что имеется завещание умершей и все наследство получит она, в ДД.ММ.ГГГГ после беседы с юристом выяснилось, что истец имел право на обязательную долю наследственного имущества, так как на день смерти матери ему было 63 года.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, исходя из смысла приведенных норм закона, бремя доказывания уважительности причин пропуска срока для принятия наследства лежит на лице, обратившемся с требованиями о восстановлении данного срока.
В ходе рассмотрения дела истцом не приведены и судом не установлены обстоятельства пропуска срока для принятия наследства, в деле отсутствуют бесспорные и убедительные доказательства того, что истец не знал и не должен был знать о смерти своей матери Сабитовой К.Х., пропустил установленный срок по причинам, не зависящим от его воли, и объективно препятствующим реализации его наследственных прав в установленный законом срок.
Указанные Сабитовым С.М. обстоятельства не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока для принятия наследства. Оснований считать истца принявшим наследство суд не усматривает ввиду отсутствия доказательств совершения наследником соответствующих действий.
Так, из искового заявления и пояснений истца следует, что о смерти наследодателя Сабитов С.М. узнал своевременно в ДД.ММ.ГГГГ году, а в суд с настоящим иском обратился лишь в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть за пределами шестимесячного срока.
Из наследственного дела от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что ДД.ММ.ГГГГ Насырова Г.М. обратилась к нотариусу нотариального округа Кугарчинский район РБ Сулейманову Р.И. о выдаче свидетельства о праве на наследство. Насыровой Г.М. выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию на имущество умершей ФИО11. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, истцом не доказана не только уважительность причин пропуска срока для принятия наследства, но и был пропущен установленный для подачи соответствующего иска 6 - месячный срок, исчисляемый со дня, когда отпали причины пропуска срока принятия наследства.
Судом не могут быть приняты во внимание довод истца о том, что ответчица, действуя в своих интересах, при вступлении в наследство не сообщила нотариусу о наличии других наследников, поскольку данный довод не основан на нормах законодательства.
Нормы ГК РФ не возлагают на наследников обязанность сообщать нотариусу сведения о наличии других наследников, сообщение о наличии других наследников является правом, а не обязанностью наследника, обратившегося за наслеством.
Сабитов С.М. знал о смерти своей матери и при наличии должной осмотрительности и внимания, он мог своевременно узнать о времени и месте открытия наследства и, соответственно, реализовать свои наследственные права путем обращения с заявлением о принятии наследства в предусмотренном порядке и в установленный законом срок.
С учётом исследованных доказательств, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сабитова Садыка Минигазизовича к Насыровой Гульбике Минигазизовне о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительным свидетельства о праве на наследство, определении долей наследников на наследственное имущество наследодателя, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кугарчинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Абдрахимов Г.А.