Арбитражный суд Пермского края
614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 мая 2010 года Дело № А50-8831/2010
Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2010г. В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2010г.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.Н. Саксоновой
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора г. Березники Пермского края к лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, - индивидуальному предпринимателю Говорущенко Сергею Викторовичу о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняла участие Федорова Е.С. прокурор отдела Прокуратуры Пермского края (удостоверение).
Предприниматель, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда, в заседание суда не явился, возражения не представил. В порядке ч.3 ст.205 АПК РФ неявка лица, привлекаемого к административной ответственности, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Прокурор г. Березники Пермского края обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Говорущенко С.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Заявление мотивировано тем, что в ходе контрольных мероприятий деятельности предпринимателя по осуществлению автотранспортных перевозок пассажиров установлены нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Изучив материалы дела, заслушав прокурора, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.
Говорущенко С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИМНС России № 2 по Пермской области и КПАО 20.05.2004, ОГРН 304591114100066, ИНН 591107552504.
На основании лицензии Министерства транспорта РФ № АСС-59-300279от 19.08.2009 предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (л.д.21).
01 апреля 2010 года прокуратурой г. Березники и специалистами Березниковского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю проведена совместная проверка деятельности предпринимателя Говорущенко С.В. на предмет соблюдения им лицензионных условий и требований при организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Результаты мероприятия по контролю отражены в справке от 01.04.2010 (л.д. 16-18).
В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров предпринимателем допущен ряд нарушений лицензионных требований и условий в части организации транспортной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения.
По фактам выявленных нарушений 15.04.2010 прокурором г. Березники в отношении предпринимателя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.11-15).
При вынесении постановления присутствовал Говорущенко С.В., которому были разъяснены права, проведено ознакомление с протоколом и вручена его копия. В представленных объяснениях предприниматель с выявленными нарушениями согласился.
С соответствующим заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Согласно п.п. 62 п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежат лицензированию.
Лицензионные требования и условия при осуществлении пассажирских перевозок установлены в «Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637.
Согласно п.п. «б», «в», «е» п. 4 указанного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
- наличие у лицензиата водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование.
В ходе проверки деятельности предпринимателя были установлены следующие факты нарушений лицензионных требований.
Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 утверждено «Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» (далее - ПОБДД), в соответствии с п. 2.2 которого одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей.
Согласно п. 3 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 18.04.1994 N 548),аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет.
Как следует из материалов дела, Говорущенко С.В. был аттестован как специалист по обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается удостоверением № 23385 от 11.02.2005 (л.д.55). В нарушение указанных положений повторная аттестация предпринимателем не была проведена.
В ходе проверки выявлено, что путевая документация оформляется с нарушением требований, установленных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», а именно: в путевых листах не указываются имя и отчество водителя, отсутствуют дата и время послерейсового медосмотра водителей, а также дата и время показания спидометра (одометра) при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку, которые должны заверяться штампами и подписями уполномоченных лиц, назначаемых решением руководителя предприятия или индивидуальным предпринимателем.
В нарушение пунктов 3.1.2, 3.3.1, 3.3.3 и 3.4.3 ПОБДД предпринимателем не ведется учет данных о водителях, а именно: общем стаже водительской деятельности, стаже водительской деятельности на определенных типах транспортных средств, участии в ДТП и нарушении ПДД, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения, перерывах в водительской деятельности; не ведется учет ДТП и не проводится сверка (раз в месяц) в органах ГИБДД (последняя сверка была проведена 05.06.2007 – л.д.23-24); не осуществляется контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских переосвидетельствований (у некоторых водителей закончился срок действия медицинских справок – л.д.25-27); не проводится послерейсовый медицинский контроль за состоянием здоровья водителей.
В п. 4 справки, составленной по результатам проверки, зафиксировано, что Говорущенко С.В. не проводит информирование водителей об условиях движения и работы на маршрутах путем проведения периодического инструктажа по безопасности дорожного движения в порядке и сроки определенные Положением о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом. Данный факт свидетельствует о несоблюдении предпринимателем п. 3.4.1 ПОБДД.
Пунктом 3.4.2 ПОБДД и пунктами 2.1 и 2.2 «Положения о повышении профмастерства и стажировке водителей», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 13.09.1983, определено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями. На предприятиях необходимо иметь план (график) проведения занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом (40-часовая программа), так и без отрыва (20-часовая программа) от производства. Доказательства проведения занятий с водителями по повышению их мастерства в материалах дела отсутствуют.
Согласно п. 3.3.2 ПОБДД режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее – Положение), в п. 4 которого указано, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
В нарушение вышеуказанных требований предпринимателем не составляются и не доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие графики работы (сменности).
В соответствии с п. 20 Положения состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Данная обязанность предпринимателем не исполнена.
В силу п. 25 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Из представленных в дело путевых листов № 387 от 06.03.2010 и № 391 от 07.03.2010 (л.д.30) видно, что водитель 06.03.2010 отработал с 06 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин., а 07.03.2010 вышел на работу в 06 час. 20 мин., следовательно, междусменный отдых водителя составил 10 час. 20 мин. вместо 12 час.
Как следует из материалов дела, предпринимателем не соблюдается нормы трудового законодательства. Так, в нарушение ст.ст. 66, 309 Трудового кодекса РФ Говорущенко С.В. не ведутся трудовые книжки на привлеченных к работе водителей. Трудовые договора заключены не со всеми работниками, что отражено в п. 10 справки.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств установлены в ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой безопасность дорожного движения должны обеспечивать техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии.
В соответствии с п. 4.2 ПОБДД предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В силу п. 2.6 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2) включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду. Периодичность проведения технического обслуживания для автобусов устанавливается, исходя из пробега транспортного средства: ТО-1 осуществляется при километраже 3500, ТО-2 – при километраже 14000.
В нарушение указанных требований предпринимателем не соблюдаются правила технической эксплуатации транспортных средств, не составляются графики технического обслуживания и ремонта, фактический учет пробега транспорта не ведется. Документы, свидетельствующие о проведении работ по ТО-1 и ТО-2 у предпринимателя отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд считает обоснованным вывод прокурора о наличии в действиях Говорущенко С.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Исходя из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным ст. 4.5 КоАП РФ. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, а также нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
В силу позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 № 349-О, в п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, при установлении в ходе рассмотрения дела обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии направленности действий на совершение административного правонарушения и, следовательно, о малозначительности угрозы охраняемым общественным интересам, суд может в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Между тем, таковых обстоятельств судом не установлено.
Согласно п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех до четырех тысяч рублей.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенных нарушений, а также то, что ранее Говорущенко С.В. не привлекался к административной ответственности за однородные правонарушения, и считает обоснованным привлечение предпринимателя к ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
Привлечь Говорущенко Сергея Викторовича, 05.07.1966 года рождения, уроженца г. Березники Пермской области, проживающего по адресу: 618400, Пермский край, г. Березники, ул. Химиков, д. 6, кв. 33, зарегистрированногов качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИМНС России № 2 по Пермской области и КПАО 20.05.2004, ОГРН 304591114100066, ИНН 591107552504, к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Реквизиты для зачисления административного штрафа: получатель – УФК по Пермскому краю (Прокуратура Пермского края), ИНН 5902293266, КПП 590201001, ОГРН 1055900376927, ОКАТО 57401000000, ОКПО 02910605, ОКВЭД 75.23.32, расчетный счет 40101810700000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, г. Пермь, БИК 045773001, КБК 10011701010010000180.
Исполнительный лист на взыскание штрафа направить судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Судья А.Н. Саксонова