Дело № 2а-3117/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 20 августа 2018 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Еловикова А.С.., рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Указав следующее, что ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать Правительство Пермского края за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить гр.А. на семью из трех человек, включая гр.Б., гр.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в границах г. Перми, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. и отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
Правительство Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, в пределах своих полномочий Правительством Пермского края было принято постановление от 18 февраля 2014 г. № 90-п «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и архитектуры Пермского края». В соответствии с данным постановлением Министерство строительства и архитектуры Пермского края (далее - Министерство) осуществляет такие функции, как предоставление субвенций органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц и администрирование переданных государственных полномочий.
Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы предусмотрены субвенции бюджету Пермского края на 2016 год в размере 25432,1 тыс. рублей.
Министерством ДД.ММ.ГГГГ в федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации была направлена уточненная заявка на предоставление в ДД.ММ.ГГГГ субвенции из федерального бюджета бюджету Пермского края на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в размере 61425,868 тыс. рублей.
Однако в данной части в Федеральный закон о федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ изменения внесены не были.
В пределах бюджетных средств, предусмотренных для Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ, приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден список получателей жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по Пермскому краю в ДД.ММ.ГГГГ, в который были включены 12 граждан с датой постановки на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гр.А. был включен в указанный список получателей.
В связи с возобновлением финансирования из федерального бюджета и доведенными лимитами бюджетных средств, Пермскому краю требовалось внести изменения в закон о бюджете Пермского края с целью разделения средств между муниципальными образованиями Пермского края и исполнительным органом государственной власти Пермского края - Министерством на исполнение судебных решений.
В адрес заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации было направлено письмо заместителя председателя Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении информации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы», в котором указывалось о необходимости выделения денежных средств Пермскому краю на исполнение решения суда.
Однако Минстроем России ответ на вышеуказанное письмо направлен не был, а средства бюджета Российской Федерации были доведены не в полном объеме (письмо Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №), указанных денежных средств было недостаточно для приобретения жилого помещения гр.А. в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим решение суда не было исполнено в ДД.ММ.ГГГГ
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрены субвенции бюджету Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ в размере 23004,6 тыс. рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Пермскому краю доведены лимиты бюджетных обязательств на реализацию переданных полномочий в размере 19906,3 тыс. рублей.
Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден список получателей жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по Пермскому краю в ДД.ММ.ГГГГ, в который были включены 11 граждан, в том числе и гр.А.
Законом Пермского края от 29 декабря 2016 г. № 34-ПК «О бюджете Пермского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» Министерству предусмотрены денежные средства в сумме 1 952,4 тыс. рублей в целях исполнения решения суда.
Приобретение жилого помещения гр.А. в ДД.ММ.ГГГГ с целью последующего предоставления его в собственность бесплатно осуществлялось в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По результатам проведенного электронного аукциона был заключен государственный контракт. Но в результате осмотра жилого помещения был получен отказ представителя гр.А. от предлагаемого жилого помещения, в связи с этим государственный контракт был расторгнут по соглашение сторон.
В целях проведения нового электронного аукциона для приобретения жилого помещения необходимо было соблюсти следующие этапы процедуры:
- внести изменения в план закупок и план-график закупок;
- в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п необходимо направить документацию по закупке в Межведомственную рабочую группу по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края (далее - МРГ), на очередном заседании которой будет рассматриваться закупка по приобретению жилого помещения на предмет возможности ее проведения;
- в случае согласования документации по закупке МРГ объявляется электронный аукцион;
-в случае поступления заявок - рассматриваются заявки;
- подведение итогов аукциона: состоялся или не состоялся аукцион (объявленная стоимость устанавливается из расчета средней рыночной стоимости 1 кв.м., утвержденной приказом Минстроя России для соответствующего субъекта Российской Федерации. В настоящее время 5 приказом Минстроя России от 27 июня 2017 г. № 925/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения во Российской Федерации на второе полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2017 года» для Пермского края установлена стоимость в размере 36155 (тридцать шесть тысяч сто пятьдесят пять) рублей;
-в случае если аукцион состоялся, заключен государственный контракт, представители Министерства и Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края осуществляют осмотр жилого помещения на установление факта соответствия жилого помещения предъявленным требованиям;
-в случае не соответствия жилого помещения предъявленным требованиям, которые являются неустранимыми, либо отказа лица, для которого приобреталось жилое помещение, от предлагаемого ему жилого помещения, жилое помещение не приобретается в собственность, государственный контракт расторгается. В случае выявления устранимых недостатков - необходимо время для их устранения, если будет достигнуто соглашение об их устранении.
Во избежание траты времени на вышеуказанную процедуру, а также в целях получения возможности использования денежных средств, выделенных на осуществление государственных полномочий из федерального бюджета, в 2018 году, руководствуясь Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 216, на основании определения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ был изменен способ исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми по делу № на предоставление единовременной денежной выплаты в размере 1952370 рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП.
В соответствии с Порядком предоставления гражданам жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, гр.А. предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения.
Правительство Пермского края считает, что предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения решения суда.
Таким образом, просит освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по доводам искового заявления не представил.
Суд считает возможным рассмотреть данный спор в упрощенном порядке по правилам гл. 33 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Из материалов дела следует, что на основании выданного для исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Правительство Пермского края, предмет исполнения: возложить обязанность на Правительство Пермского края за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить гр.А., на семью из трех человек, включая гр.Б., гр.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в границах г. Перми, общей площадью не менее 54 кв.м. и отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. с должника по исполнительному производству.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № в адрес ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России направлена уточненная заявка на предоставление в ДД.ММ.ГГГГ субвенции из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление органами государственной власти субъекта РФ переданных им полномочий РФ по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в размере 61425,868 тыс. руб. (л.д. 14-16).
Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № гр.А. включен в список получателей жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, за счет средств федерального бюджета по Пермскому краю в ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 17-19). Согласно данного приказа гр.А. предусмотрена единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по Пермскому краю в размере 1 913 976 руб.
ДД.ММ.ГГГГ. Правительством Пермского края в адрес заместителя коммунального хозяйства РФ направлено письмо о направлении информации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, с указанием о необходимости выделения денежных средств Пермскому краю на исполнение решение суда (л.д. 20-21).
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в адрес Министерства направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ. №, согласно которому в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в абз. 1 п. 21 ст. 15, абз.3 п.31 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в апреле 2016г. перечислены субвенции на осуществление органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы). Общий объем перечисленных субвенций составил 90% от общего объема субвенций, предусмотренных Федеральным законом от 14.12.2015г. № 359-ФЗ « О федеральном бюджете на 2016 год» (л.д. 22-23).
Согласно расходному расписанию № от ДД.ММ.ГГГГ. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ доведены лимиты бюджетных обязательств на реализацию переданных полномочий в размере 19 906 300 руб. (л.д. 24-25).
Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № гр.А. включен в список получателей жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, за счет средств федерального бюджета по Пермскому краю в ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 26-28). Согласно данного приказа гр.А. предусмотрена единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по Пермскому краю в размере 1 952 370 руб.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. в отношении Правительство Пермского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренное ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. Правительству Пермского края отказано.
ДД.ММ.ГГГГ. между Министерством строительства и архитектуры Пермского края и ИП Бушмакова В.Ф. заключен государственный контракт № на приобретение жилого помещения в многоквартирном жилом доме в государственную собственность Пермского края, в доме по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ. представитель гр.А. выразил отказ от предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ. государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. № от ДД.ММ.ГГГГ. расторгнут.
Определением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления гр.А. изменен способ исполнения решения Лен6инского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. с возложения обязанности на Правительство Пермского края за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить гр.А., на семью из трех человек, включая гр.Б., гр.В. на правые собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 54 кв.м. и находящееся в границах г.Перми на возложение обязанности на Правительство Пермского края предоставить гр.А., на семью из трех человек, включая гр.Б., гр.В., за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление государственных полномочий, единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 952 370 руб. (л.д. 29-32).
В материалы дела в подтверждение доводов искового заявления представлено платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ. о перечислении Министерством строительства и архитектуры Пермского края единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. в размере 1952370 руб. (л.д. 39).
Согласно выписки из ЕГРН на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ. за гр.А., гр.В., гр.Б. зарегистрировано право общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 34-38).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Мизгиревым Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство №-ИП окончено в связи с фактическим исполнением решения суда (л.д.33).
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Суд считает, что должником приняты все зависящие от него меры для исполнения исполнительного документа. В течение установленного пятидневного срока, реальное исполнение решения суда о предоставлении гр.А. на семью их трех человек, включая гр.Б.. гр.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в границах г.Перми, отвечающим санитарным и техническим требованиям было невозможно вследствие наличия объективных обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе.
Суд учитывает, что неисполнение решения суда стало возможным вследствие недостаточного финансирования из средств федерального бюджета бюджету Пермского края.
Должником представлены доказательства невозможности исполнения требований исполнительного документа в срок установленный судебным приставом для добровольного исполнения, поскольку данные действия требуют определенных временных затрат, таких как поиск благоустроенного жилого помещения, соответствующего всем санитарным и техническим требованиям,
Вины Правительства в неисполнении исполнительного документа не имеется, все необходимые меры для реального исполнения решения суда, после вступления его в законную силу, истцом были предприняты, материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному производству №-ИП.
При этом, суд также учитывает социальную направленность должника, длительность неисполнения решения суда.
Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время требования исполнительного документа выполнены, исполнительное производство окончено, суд считает возможным освободить Правительство Пермского края от исполнительского сбора.
Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Федеральный судья: А.С. Еловиков