2 - 1943 \ 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
16 июня 2011 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Пашкановой О.В.
с участием представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черный Д.А. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город- курорт Анапа об обжаловании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании изменить вид разрешительного использования земельного участка,
у с т а н о в и л:
Черный Д.А. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об обжаловании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ему на основании договора аренды земельного участка от 14 января 2010 года принадлежит земельный участок площадью 997 кв.м с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для размещения курортной гостиницы, расположенный по адресу: город-курорт Анапа, ул. И. Голубца, 280.
27 мая 2011 года он обратилась в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с существующего на другой - индивидуальное жилищное строительство.
Однако письмом от 02 июня 2011 года №17.02- 982 управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказало ему в изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на отсутствие утвержденного проекта планировки территории.
С указанным отказом он не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем просит обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка.
Заявитель в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Представитель администрации муниципального образования город- курорт Анапа, требования не поддержала, сославшись на то, что нет утвержденного проекта планировки территории.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства города-курорта Анапа, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, суд находит требования, подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что заявителю на основании договора аренды земельного участка от 14 января 2010 года принадлежит земельный участок площадью 997 кв.м с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для размещения курортной гостиницы, расположенный по адресу: город-курорт Анапа, ул. И. Голубца, 280.
27 мая 2011 года заявитель обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с существующего на другой - индивидуальное жилищное строительство.
Однако письмом от 02 июня 2011 года №17.02- 982 управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказало ему в изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на отсутствие утвержденного проекта планировки территории.
Пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. При этом согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как следует из положений пунктов 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство. Изменение вида разрешенного использования земельного участка на жилищное строительство принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Как следует из положений стать 7 Земельного кодекса РФ целевое назначение земельных участков определяется исходя из принадлежности земельных участков к той или иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда и т.д.). Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в части 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды и состав территориальных зон (зонирование территории) установлены статьей 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения, зоны размещения водных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться:
зоны застройки индивидуальными жилыми домами,
зоны застройки малоэтажными жилыми домами,
зоны застройки среднеэтажными жилыми домами,
зоны застройки многоэтажными жилыми домами,
зоны жилой застройки иных видов.
При этом согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Анализируя вышеуказанные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в границах жилых зон закон не запрещает размещение объектов, связанных с проживанием граждан, к каковым могут относится в том числе малые гостиницы.
Принадлежащий заявителю на праве аренды земельный участок согласно сведений, содержащихся в кадастровом паспорте относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - строительство и размещение малой гостиницы, что позволяет суду сделать вывод о том, что изменение данного вида разрешенного использования на испрашиваемый - индивидуальное жилищное строительство, не будет противоречить его территориальной зоне.
Ссылка управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа в своем отказе на то, что для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на индивидуальное жилищное строительство необходимо подготовить и утвердить проект планировки территории несостоятельна ввиду следующего.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Согласно статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. При этом согласно статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2010 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что вопросы утверждения генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, относятся исключительно к вопросам местного значения городского округа.
Из изложенного следует, что подготовка и утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана городского округа, а также проектов планировки территории является обязанностью органов местного самоуправления городского округа, а не отдельно взятого гражданина - собственника земельного участка. Так, из смысла статьи 45 Градостроительного кодекса РФ следует, что возложение обязанности по подготовке документации по планировке территории на отдельно взятое лицо возможно только в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории. В этом случае подготовка документации по планировке территории осуществляется лицом, с которым заключен соответствующий договор.
Как следует из материалов дела, а также не оспаривается заинтересованным лицом, с заявителем договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории не заключался, в связи с чем возложение на заявителя обязанности по подготовке документации по планировке территории (проекта планировки территории) либо обязанности выступления с предложением о подготовке такой документации является незаконным.
Тот факт, что органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа до настоящего времени не разработаны и не утверждены правила землепользования и застройки, а также не выполнены и не утверждены проекты планировки территорий, не является основанием для отказа заявителю в реализации его права на свободное использование своего имущества, в том числе права на выбор вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с целью осуществления дальнейшего строительства на данном земельном участке. В данном случае суд приходит к выводу о том, что бездействие органа местного самоуправления по выполнению возложенных на него действующим законодательством полномочий не должно нарушать права и законные интересы граждан, в связи с чем отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа в изменении вида разрешенного использования земельного участка является неправомерным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 258 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░ 02 ░░░░ 2011 ░░░░ № 17.02-982 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░- ░░░░░░░ ░░░░░, ░░. ░. ░░░░░░░, 280, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░, ░░. ░.░░░░░░░, 280, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: