Дело № 2-545/2016
Решение
Именем Российской Федерации
г. Няндома 04 мая 2016 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
с участием представителя ответчика администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Коробка М.А.,
при секретаре Шеметовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области материалы гражданского дела по исковому заявлению Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения, к муниципальному унитарному предприятию «Шлит» муниципального образования «Шалакушское» о признании действий по предоставлению некачественной питьевой воды противоправными, о возложении обязанности осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям- населению,
установил:
Плесецкий территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Роспотребнадзор) обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее- администрация МО «Няндомский муниципальный район») о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения, к муниципальному унитарному предприятию «Шлит» муниципального образования «Шалакушское» (далее МУП «Шлит» МО «Шалакушское») о признании действий по предоставлению некачественной питьевой воды противоправными, о возложении обязанности осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям- населению.
В обоснование исковых требований указав, что питьевое водоснабжение населения, проживающего в пос. Лепша, пос. Ивакша Няндомского района Архангельской области осуществляется МУП «Шлит» МО «Шалакушское». МУП «Шлит» МО «Шалакушское» осуществляет подачу воды к жилым домам для хозяйственно- питьевых нужд населению, проживающему в пос. Лепша, пос. Ивакша Няндомского района Архангельской области с артезианских скважин, расположенных по адресу: Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а», пос. Ивакша, ул. Строительная, 16 «а», пос. Ивакша, ул. Октябрьская, 20, пос. Ивакша, ул. 1 Мая, 17, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а», пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а». Согласно акту проверки Плесецкого ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области деятельности МУП «Шлит» МО «Шалакушское» по водоснабжению жителей Няндомского района от 17 сентября 2015 года и по данным протоколов лабораторных исследований филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах» от 02 сентября 2015 года пробы питьевой воды, отработанные на водозаборах скважин, расположенных по адресу: Няндомский район, пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а», Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а», Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а», Няндомский район, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а», не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно- химическим, органолептическим показателям: в артезианской скважине, расположенной по адресу: Няндомский район, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а» выше нормы мутность- 3,35±0,67 мг/дм3, нома 1,5 мг/дм3, выше нормы железо 0,95±0,24 мг/дм3, норма 0,3 (Протокол лабораторных исследований № 1245 от 02.09.15г.), в артезианской скважине расположенной по адресу: Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а» выше нормы цветность - 31,6± 6,3 гр. норма 20гр. (Протокол лабораторных исследований №1241 от 02.09.15г.); в артезианской скважине, расположенной по адресу: Няндомский район, пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а» выше нормы мутность- 7,76±1,55 мг/дм3, норма 1,5 мг/дм3, выше нормы железо 1,1±0,3 мг/дм3, норма 0,3) (Протокол лабораторных исследований № 1240 от 02.09.15 г.). Плесецкий ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области для устранения нарушений санитарно- эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно- бытовому водоснабжению МУП «Шлит» МО «Шалакушское» выдало предписание от 17.09.2015 г. Основной причиной неудовлетворительного качества питьевой воды является: высокий процент изношенности водопроводных сетей, отсутствие комплекса водоочистных сооружений, не выполнение охранных мероприятий в зонах санитарной охраны водоисточников. На момент проверки 17 сентября 2015 года со стороны МУП «Шлит» МО «Шалакушское» выявлены нарушения СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПин 2.1.4.1110-02): п.п. 1.11, 1.13 на момент проверки отсутствует санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не представлен проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения для МУП «Шлит» МО «Шалакушское» от водозаборных скважин, расположенных по адресу: Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а», пос. Ивакша, ул. Строительная, 16 «а», пос. Ивакша, ул. Октябрьская, 20, пос. Ивакша, ул. 1 Мая, 17, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а», пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а», согласование проекта с Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области отсутствует, проект не утвержден в установленном порядке. В настоящее время деятельность по водоснабжению населения с водозабора- водозаборных скважин, расположенных по адресу: Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а», пос. Ивакша, ул. Строительная, 16 «а», пос. Ивакша, ул. Октябрьская, 20, пос. Ивакша, ул. 1 Мая, 17, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а», пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а», осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допускать возможность загрязнения данного источника. За нарушение действующего санитарного законодательства, за нарушение санитарно- эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно- бытовому водоснабжению МУП «Шлит» МО «Шалакушское» привлечено к административной ответственности по ст. ст. 6.5, 6.3 КоАП РФ. В настоящее время полномочия по организации в границах поселения МО «Шалакушское» водоснабжения поселения исполняет администрация МО «Няндомский муниципальный район». Администрацией МО «Няндомский муниципальный район» до настоящего времени не приняты меры по надлежащему осуществлению водоснабжения жителей Няндомского района Архангельской области. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования «Шалакушское»- артезианских скважин, расположенных по адресу: Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а», пос. Ивакша, ул. Строительная, 16 «а», пос. Ивакша, ул. Октябрьская, 20, пос. Ивакша, ул. 1 Мая, 17, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а», пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а»- согласно п. 1.6, п.1.12, п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01 декабря 2018 года; признать действия МУП «Шлит» МО «Шалакушское» по предоставлению некачественной питьевой воды с водозабора: артезианских скважин, расположенных по адресу: Няндомский район, пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а», Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а», Няндомский район, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а» противоправными, обязать МУП «Шлит» МО «Шалакушское» осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям- населению, проживающему в пос. Ивакша, в пос. Лепша Няндомского района в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения».
В судебное заседание представитель истца Роспотребнадзора не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени проведения судебного заседания, представил ходатайство, согласно которому просит гражданское дело рассмотреть без участия их представителя, ввиду отсутствия возможности прибыть в судебное заседание. На исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика МУП «Шлит» МО «Шалакушское» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации МО «Няндомский муниципальный район» Коробка М.А. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, из которых следует, что согласно распоряжению администрации МО «Шалакушское» от 04 июня 2013 года № 123 за МУП «Шлит» МО «Шалакушское» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, используемое для осуществления уставной деятельности. Установлено, что МУП «Шлит» МО «Шалакушское» при осуществлении деятельности, связанной со сбором, очисткой и распределением воды к жилым домам в Няндомском районе Архангельской области допустило нарушение требований СанПиН 2.1.4.1110-02, а также требования п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». Ответчик МУП «Шлит» МО «Шалакушское» эксплуатирует источники хозяйственно- питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны объектов, используемых для питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения, без установленных в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников. МУП «Шлит» МО «Шалакушское» является эксплуатирующей организацией и согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-2 обязано исполнять требования указанных санитарных правил и требований природоохранного законодательства. Считает, что требования Ростребнадзора к администрации МО «Няндомский муниципальный район» необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просила отказать в удовлетворении иска.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
В силу ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года №2300-1 орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.
Суд полагает, что в данном случае круг лиц не определен, поскольку снабжение населения водой, несоответствующей установленным требованиям, влечет нарушение прав потребителей услуги по водоснабжению, которые проживают на территории пос. Ивакша, п. Лепша Няндомского района Архангельской области, так и других лиц которые могут пользоваться данной услугой.
На основании изложенного, а также с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с иском о признании действий исполнителя коммунальной услуги незаконными в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии с ч.1 ст.24, ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года №2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
На основании распоряжения главы администрации МО «Шалакушское» от 04 июня 2013 года № 123 МУП «Шалакушское» на праве хозяйственного ведения передано из казны муниципального образования «Шалакушское» имущество, используемое для снабжения населения водой, в том числе объекты, указанные в исковом заявлении (л.д. 26-28).
Как следует из материалов дела 29 октября 2015 года МУП «Шлит» МО «Шалакушское» привлекалось к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, то есть за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (л.д. 19-20, 21-22). Кроме этого, 15 октября 2015 года МУП «Шлит» МО «Шалакушское» привлекалось к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (л.д. 23-25).
В судебном заседании установлено, что в результате проверки, проведенной Роспотребнадзором в отношении МУП «Шлит» МО «Шалакушское» в период с 27 августа 2015 года по 17 сентября 2015 года, выявлены нарушения требований п.п.3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1, 3.5 СанПиН 2.1.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Установлено, что качество питьевой воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.1074-01 по санитарно-химическим, органолептическим показаниям: Няндомский район, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а» выше нормы мутность- 3,35±0,67 мг/дм3, нома 1,5 мг/дм3, выше нормы железо 0,95±0,24 мг/дм3, норма 0,3 (Протокол лабораторных исследований № 1245 от 02.09.15г.), в артезианской скважине расположенной по адресу: Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а» выше нормы цветность - 31,6± 6,3 гр. норма 20гр. (Протокол лабораторных исследований № 1241 от 02.09.15г.); в артезианской скважине, расположенной по адресу: Няндомский район, пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а» выше нормы мутность- 7,76±1,55 мг/дм3, норма 1,5 мг/дм3, выше нормы железо 1,1±0,3 мг/дм3, нома 0,3) (Протокол лабораторных исследований № 1240 от 02.09.15 г.). МУП «Шлит» МО «Шалакушское» осуществляет подачу воды из эксплуатируемых систем водоснабжения в жилым домам в МО «Шалакушское». Данной водой обеспечиваются хозяйственно- питьевые нужды населения. Качество питьевой воды, не соответствует гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть. Со стороны МУП «Шлит» МО «Шалакушское» нарушен п.п. 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01. МУП «Шлит» осуществляет подачу воды не соответствующую санитарным нормам п.п. 3.4, п.п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01- по содержанию железа (железо выше нормы). Питьевая вода не отвечает санитарным нормам п.п. 3.5. СанПиН 2.1.4.1074-01- мутность, цветность выше нормы, чем нарушен п.п. 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01. МУП «Шлит» МО «Шалакушское» допустило нарушение п.п. 4.2., п.п. 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный лабораторный контроль качества питьевой воды из эксплуатируемых систем питьевого водоснабжения в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть и распределительной сети в соответствии с санитарными правилами не организован и не проводится. В момент проверки со стороны МУП «Шлит» МО «Шалакушское» выявлены нарушения СанПиН 2.1.4.110-02 «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»: п.п. 1.11, 1.13 на момент проверки отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта, не представлен проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения для МУП «Шлит» МО «Шалакушское» от водозаборных скважин», расположенных по адресу: Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а», пос. Ивакша, ул. Строительная, 16 «а», пос. Ивакша, ул. Октябрьская, 20, пос. Ивакша, ул. 1 Мая, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а», пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик», 3 «а», согласование проекта с Роспотребнадзором отсутствует (л.д. 10-11).
Согласно протоколам лабораторных исследований от 02 сентября 2015 года №№ 1241, 1245, 1240, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах», в пробах питьевой воды, отобранных на артезианской скважине расположенной по адресу: Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а», цветность более нормы; артезианских скважинах по адресу: Няндомский район, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а»; Няндомский район, пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а», мутность и содержание железа более нормы (л.д. 14,15, 16).
По результатам проверки 17 сентября 2015 года МУП «Шлит» МО «Шалакушское» выдано предписание №166/пр об устранении выявленных нарушений в срок до 15 сентября 2017 года (л.д. 12-13).
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ч.4 чт.18, ч.3 ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ст.2 Устава МО «Няндомский муниципальный район» в границы Няндомского района входят территории муниципального образования городского поселения «Няндомское» и муниципальных образований сельских поселений «Мошинское» и «Шалакушское».
В настоящее время полномочия по организации в границах поселения МО «Шалакушское» водоснабжения населения исполняет администрация МО «Няндомский муниципальный район».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N10 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Согласно п. 1.4. данных санитарных правил ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5 санитарных правил).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6 санитарных правил). Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 санитарных правил).
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п.1.11)
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (п.1.12). Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13).
В соответствии с п. 1.7 санитарных правил определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17 санитарных правил).
Согласно п.п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны лежит на органе местного самоуправления, суд полагает возложить на администрацию МО «Няндомский муниципальный район» обязанность по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования «Шалакушское»- артезианских скважин, расположенных по адресам: Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а», пос. Ивакша, ул. Строительная, 16 «а», пос. Ивакша, ул. Октябрьская, 20, пос. Ивакша, ул. 1 Мая, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а», пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а», согласно п.п.1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Согласно п.п.3.1, 3.2, 3.4.1 табл.2, 3.5 табл.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 года №24 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в частности, по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в приложении 2, то есть нормативы составляют не более: железа 0,3 (1,0) мг/дм3, мутность 1,5 (2)мг/дм3.
Действия ответчика МУП «Шлит» МО «Шалакушское» по предоставлению некачественной питьевой воды являются незаконными, поскольку создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также угрозу отравления людей, в связи с чем суд полагает обязать ответчика осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям – населению, проживающему в пос. Ивакша, в пос. Лепша Няндомского района в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании вышеуказанной нормы закона с ответчика МУП «Шлит» МО «Шалакушское» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения, к муниципальному унитарному предприятию «Шлит» муниципального образования «Шалакушское» о признании действий по предоставлению некачественной питьевой воды противоправными, о возложении обязанности осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям- населению удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования «Шалакушское» – артезианских скважин, расположенных по адресу: Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а»; Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Строительная, 16 «а»; Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Октябрьская, 20; Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. 1 Мая, 17; Архангельская область, Няндомский район, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а»; Архангельская область, Няндомский район, пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а», согласно п.п.1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», в срок до 01 декабря 2018 года.
Признать действия муниципального унитарного предприятия «Шлит» муниципального образования «Шалакушское» по предоставлению некачественной питьевой воды с водозабора: артезианских скважин, расположенных по адресу: Архангельская область, Няндомский район, пос. Лепша, ул. Заречная- Тупик, 3 «а»; Архангельская область, Няндомский район, пос. Ивакша, ул. Пионерская, 3 «а»; Архангельская область, Няндомский район, пос. Лепша, ул. Строительная, 15 «а» противоправными.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Шлит» муниципального образования «Шалакушское» осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям – населению, проживающему в пос. Ивакша, в пос. Лепша Няндомского района в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Шлит» муниципального образования «Шалакушское» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Няндомский районный суд.
Мотивированное решение составлено 06 мая 2016 года.
Судья Е.Н. Воропаев