ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
по иску Харитонова В.А. к ИП Мирошниченко Ж.В.
17 декабря 2015 года пгт Красногвардейское
Дело № 2-3066/2015
Состав суда: судья Проскурня С.Н.,
Секретарь судебного заседания Кузьмина Е.Н.,
Лица, участвующие в деле:
Истец: Харитонов ФИО10,
Ответчик: индивидуальный предприниматель Мирошниченко ФИО11,
Представитель ответчика: Пискарев ФИО12,
Суд, рассмотрев иск о запрете совершения определённых действий,
УСТАНОВИЛ:
Харитонов В.А. в ДД.ММ.ГГГГ года обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Мирошниченко Ж.В. о запрете разгрузки продовольственных товаров со стороны двора жилого <адрес>, имеющего входы в квартиры.
В обоснование заявленных требований указано, что движение грузовых автомобилей с продуктами со стороны двора жилого дома к магазину, их разгрузка, создают шум и неудобства, которые ухудшают экологическую обстановку, условия проживания и отдыха.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования и доводы в их обоснование, изложенные в исковом заявлении. При этом Харитонов В.А. указал, что проведение ответчиком погрузочно-разгрузочной деятельности с дворовой территории жилого дома является незаконным и нарушает требования пункта 2.4 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а также предписания контролирующих органов в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Просил запретить ИП Мирошниченко Ж.В. проводить погрузку-разгрузку продовольственных товаров со стороны двора его жилого <адрес> в <адрес>, где имеются входы в квартиры.
В судебном заседании адвокат Пискарев Д.А., представляющий интересы индивидуального предпринимателя Мирошниченко Ж.В., исковые требования не признал.
Представитель ответчицы полагает, что Мирошниченко Ж.В., осуществляющая
индивидуальную предпринимательскую деятельность, связанную с розничной торговлей преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, в помещении магазина №, встроено-пристроенного в жилой <адрес> в <адрес>, правомерно проводит погрузочно-разгрузочную деятельность с дворовой территории дома. Согласно технического паспорта на общественное здание (помещения 19, 21, 22 экспликации внутренних площадей к плану), площадь встроенных в жилой дом помещений, используемых Мирошниченко Ж.В. под магазин, составляет 90,1 кв.м. Исходя из положений пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» загрузка товара в помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, допускается с торца жилого здания, где имеются окна квартир, в случае загрузки из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров (специальных загрузочных помещений) либо со стороны магистрали. При этом загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 кв.м.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создаёт условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с частью первой статьи 56, частью первой статьи 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно статье 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введённые в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пункта 2.4 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 года № 23, загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
Согласно пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 года № 64, загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей. Загрузочные
помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 кв.м.
Судом установлено, что Мирошниченко Ж.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет деятельность, связанную с розничной торговлей преимущественно пищевыми продуктами в помещении № магазина, встроено-пристроенного в жилой <адрес> в <адрес>.
Из технического паспорта на общественное здание, – встроено-пристроенное в жилой дом помещение магазина следует, что указанное помещение имеет площадь 643,7 кв.м, располагается на первом этаже здания, состоит из двадцати восьми помещений различного назначения. При этом площадь встроенных в жилой дом помещений, используемых Мирошниченко Ж.В. под продуктовый магазин (помещения 19, 21 и 22), составляет 90,1 кв.м.
В ходе разбирательства дела представителем ответчицы не оспаривался тот факт, что со стороны дворовой территории жилого дома, в котором проживает истец, происходит погрузка-разгрузка продовольственных товаров и пищевых продуктов в целях осуществления Мирошниченко Ж.В. своей предпринимательской деятельности.
Статьёй 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии её производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных видов деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьём и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приёмки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труд а (пункт 1.1). Санитарные правила распространяются на строящиеся,
реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей (пункт 1.2). Планировка и технические возможности организации торговли должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приёма, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками (пункт 1.3).
Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходит из того, что поскольку загрузка и выгрузка товаров в магазине со стороны двора жилого дома осуществляется в интересах ИП Мирошниченко Ж.В., что вызывает обоснованные жалобы жильцов дома, ухудшает условия проживания и отдыха людей в жилом здании, то заявленный иску подлежит удовлетворению.
Индивидуальным предпринимателем Мирошниченко Ж.В. нарушены пункт 2.4 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пункт 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
О необходимости выполнения требований пункта 2.4 СанПиН 2.3.6.1066-01 и пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, переносе загрузки товара в магазин с торцов жилого здания, не имеющего окон и входа в квартиры предпринимателю Мирошниченко Ж.В. направлялось предписание Межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю. О запрете ИП Мирошниченко Ж.В. разгрузки и погрузки продовольственных товаров со стороны двора на основании акта межведомственной комиссии было указано и в Распоряжении заместителя главы администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что площадь, занимаемая ИП Мирошниченко Ж.В., используемая как магазин, составляет 90,1 кв.м, в соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» допускается не устраивать загрузочные помещения при площади встроенных общественных помещений до 150 кв.м.
Согласно пункта 2.4 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений, а пунктом 2.2 данных правил предусмотрено, что деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания и отдыха людей в жилых зданиях.
Положения абзаца 2 пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» конкретизируют порядок размещения помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания, и содержат запрет на загрузку материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, а также предусматривают места проведения таковой.
При этом следует учитывать, что абзац 3 пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, разрешающий не устраивать загрузочные помещения при площади встроенных общественных помещений до 150 кв.м, не освобождает организации торговли от выполнения требований императивной нормы абзаца 2 пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Кроме того, нарушение предприятиями торговли требований пункта 2.4 СП 2.3.6.1066-01 и пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 ухудшает условия проживания, отдыха людей.
Согласно пункта 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путём признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путём пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
Оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющиеся в деле доказательства, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных Харитоновым В.А. исковых требований.
Индивидуальному предпринимателю Мирошниченко Ж.В. следует запретить проводить погрузку-разгрузку продовольственных товаров и пищевых продуктов со стороны двора, где расположены окна жилых комнат квартир и входы в жилую часть <адрес>.
В соответствии с частью первой статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 8, 11, 12, 150 ГК РФ, ст.ст.11, 24, 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 2.4 СанПиН 2.3.6.1066-01, п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, ст.ст. 12, 56, 57, 67, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Харитонова ФИО13 удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю Мирошниченко ФИО14 проводить погрузку-разгрузку продовольственных товаров и пищевых продуктов со стороны двора, где расположены окна жилых комнат квартир и входы в жилую часть <адрес>.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Мирошниченко ФИО15 в пользу Харитонова ФИО16 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 рублей (триста рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Н. Проскурня