Решение по делу № 2-1005/2016 от 19.10.2016

Гр.дело №2-1005/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    19 декабря 2016 года Талдомский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Румянцевой М.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцевой ФИО7 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> и третьим лицам <адрес>, КУИ <адрес>, Управлению Росреестра по <адрес> о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

    ФИО2 обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по <адрес>, третьим лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Комитету по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района, Администрации Талдомского муниципального района <адрес> о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок.

    Требования истца основаны на том, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. На сегодняшний день выяснилось, что право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской ФИО1. Государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок проведена с нарушением статьи 17 ЗК РФ и ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». В связи с тем, что на момент заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной не разграниченной собственности, внесение в ЕГРП в соответствии с правилами ведения ЕГРП, такого вида права, как «государственная собственность» не предусматривалась, то при регистрации такого права государственным регистратором была внесена запись о праве собственности РФ, как наиболее близкой к определению «государственная собственность». При этом разграничение государственной собственности не происходило. Регистрация права федеральной собственности при отсутствии оснований, установленных ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является незаконной. На спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества принадлежащие на праве собственности РФ. Истец полагает, что запись в ЕГРП не подтверждает наличие права РФ на спорный земельный участок, поскольку доказательств его возникновения не имеется. Отсутствие оснований возникновения такого права свидетельствует о недействительности зарегистрированного права. Наличие указанной записи препятствует осуществлению истцом права преимущественного выкупа земельного участка по цене равной 3% от кадастровой стоимости. Выкуп земельного уяастка, право собственности на который зарегистрировано за РФ, производится по цене 60% от кадастровой стоимости, что значительности дороже. Просит суд признать отсутствующим зарегистрированное право собственности РФ на земельный участок по указанному адресу.

    Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по <адрес> в суд не явился, возражений не представил.

Представитель 3-го лица Комитета по имуществу Администрации Талдомского муниципального района по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель 3-го лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в суд не явился, возражений не представил.

Представитель 3-го лица Администрации Талдомского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал.

    Суд, выслушав истца, 3-х лиц, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

     В соответствии со ст.16 ЗК РФ (в редакции на момент заключения договора аренды) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> ( л.д.19-22).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 04.03. 2009 года ( л.д.29), ФИО2 является собственником жилого дома с хозпостройками, расположенного на спорном земельном участке, которому Постановлением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ присвоен почтовый адрес <адрес> В ( л.д.13).

Как пояснила истец, она обратилась в <адрес> с заявлением о выкупе земельного участка, однако получила отказ так как на земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждено документально.

В связи с изложенным, считая, что ее права нарушены, ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., является ФИО1 (л.д. 8).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, правообладателем которого является ФИО1 в соответствии с произведенной ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрацией, на основании договора аренды, регистрация которого произведена ДД.ММ.ГГГГ наложение обременение в пользу ФИО2 (л.д.27).

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество за Российской ФИО1 зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок, а также ограничение - аренда земельного участка на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по имуществу <адрес> и ФИО2

Как следует из искового заявления, истец ссылается на отсутствие оснований для регистрации права собственности за Российской ФИО1, поскольку право государственной собственности на данный земельный участок не разграничено.

Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Статья 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В статье 17 указанного выше Закона приведен перечень оснований для государственной регистрации прав.

Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции на ДД.ММ.ГГГГ) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ, ФИО1 осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

На момент возникновения спорных правоотношений действовали положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ).

Статья 2 указанного акта предусматривала, что право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В силу положений статьи 3 приведенного выше нормативного акта, основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Статья 6 данного нормативного акта предусматривала порядок разграничения государственной собственности на землю: специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации

Доказательств, подтверждающих факт разграничения государственной собственности на спорный земельный участок, материалы дела не содержат, не представлено таких доказательств и ответчиком.

Из документов регистрационного дела следует, что регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок произведена на основании обращения КУИ <адрес> и Договора аренды земельного участка, заключенного с ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Единый госреестр записи о регистрации права государственной собственности РФ (без выдачи свидетельства) на спорный земельный участок (л.д.59). Однако, как указано выше, регистрация федеральной собственности могла быть произведена на основании иных документов, предусмотренных законом.

Статья 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) предусматривала, что районный Совет определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной Совету территории.

В статье 60 данного акта предусмотрено, что районная администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений, в случае, если государственная собственность на землю не разграничена, именно муниципалитет имел право распоряжаться такими земельными участками.

Запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности за Российской ФИО1, по мнению истца, нарушает его законные права на земельный участок.

По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.

В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Заявителем избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.

Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона N 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

На основании изложенного, суд считает иск ФИО2 обоснованным и признает отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1572 кв.м., с кадастровым номером , расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером , расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

            

Судья             М.А.Румянцева

2-1005/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Кудрявцева Н.А.
Ответчики
Администрация Талдомского муниципального района
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по М.О.
Другие
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Комитет по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района
Комитет по земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района
Суд
Талдомский районный суд Московской области
Дело на странице суда
taldom.mo.sudrf.ru
19.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2016Передача материалов судье
20.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2016Судебное заседание
19.12.2016Судебное заседание
19.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2017Дело оформлено
24.01.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее