Дело № 2-1099/2016
Решение
именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 12 июля 2016 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Заренковой Н.Е.,
при секретаре Телюшиной Г.В.,
с участием:
помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Айвазова А.М.,
представителя ответчика - юрисконсульта ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия Глазковой А.В., действующей на основании доверенности от 25 ноября 2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по завлению прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) при входе в здание общежития гостиничного типа,
установил:
Прокурор Зубово- Полянского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) при входе в здание общежития гостиничного типа.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Зубово-Полянского района Республики Мордовия в мае 2016 года проведено обследование социальных объектов поселка Явас Зубово-Полянского района Республики Мордовия на предмет доступности указанных объектов для маломобильных групп населения. В ходе проверки установлено, что вход в помещение общежития гостиничного типа, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п.Явас, ул.Чернореченская, д.18, имеет порог находящийся на уровне выше 0,40 м от уровня земли. ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия в здании указанного общежития осуществляет деятельность по оказанию услуг временного проживания для приезжих студентов, учащихся: на время учёбы, сезонных рабочих на время работы, службы или ставшие постоянным для работников учреждения. Несмотря на это, вход в общежитие не оборудован пандусом, ограждениями с поручнями, кнопками вызова, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая граждан с ограниченными физическими возможностями, а также другим маломобильным группам населения. Здание, в котором расположено указанное общежитие, согласно свидетельства о государственной регистрации права, является собственностью ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия и используется для осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1 не обеспечена возможность, предусмотренная федеральным законодательством, доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, что посягает на право инвалидов и маломобильных групп населения на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими возможностей в реализации своих прав.
На основании изложенного прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия просит суд возложить на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса – средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения в общежитие гостиничного типа ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п.Явас, ул.Чернореченская, д.18, до истечения 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.
В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Айвазов А.М. заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, наставил на их удовлетворении, при этом, дал объяснения, аналогичные доводам заявления.
Представитель ответчика – юрисконсульт ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия Глазкова А.В. требование прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса при входе в общежитие гостиничного типа ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, признала в удовлетворении не возрожала.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" поставлено на учёт в налоговом органе в качестве юридического лица.
На праве оперативного управления Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" имеет общежитие гостиничного типа, площадью 2159,55 кв.м., расположенное по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п.Явас, ул.Чернореченская, д.18, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 18 октября 2011 года.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации » прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что в мае 2016 года прокуратурой Зубово-Полянского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования на территории п.Явас Зубово-Полянского района Республики Мордовия, что подтверждается актом проверки.
Из данного акта следует, что в результате проведённого визуального осмотра установлено, что вход в помещение общежития гостиничного типа находится на уровне 0,20 м от уровня земли. Вход в здание общежития не оборудован пандусом, ограждениями с поручнями, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая граждан с ограниченными физическими возможностями, а также других маломобильных групп населения.
Указанные сведения подтверждаются также фототаблицей к акту осмотра объекта капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы, а согласно статье 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Как следует из статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 61/106 от 13.12.2006 г., меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 17 марта 2011 года N 175.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73.
Так, согласно п. 3.9, 3.14 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
Бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении свободного доступа маломобильным группам населения в объект социальной инфраструктуры - общежитие гостиничного типа, влечёт существенное нарушение прав и законных интересов инвалидов и лиц с ограниченной возможностью передвижения.
Ответчик каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо непреодолимых препятствий для обеспечения беспрепятственного доступа в общежитие гостиничного типа маломобильных граждан, суду не представил.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса при входе в здание общежития гостиничного типа.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из этого, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия обязано обеспечить доступность общежития гостиничного типа, закреплённого за ответчиком на праве оперативного управления, для инвалидов и маломобильных групп населения, а именно оборудовать вход в помещение общежития гостиничного типа пандусом, соответствующим требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил.
Статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает целесообразным срок исполнения решения, указанный прокурором.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворен, то в данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления неимущественного характера госпошлина взыскивается с физического лица в размере 300 рублей.
Следовательно, сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, составляет 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) при входе в здание общежития гостиничного типа, удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" выполнить строительные работы по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) при входе в общежитие гостиничного типа ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п.Явас, ул.Чернореченская, д.18, до истечения трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" государственную пошлину в доход бюджета Зубово–Полянского муниципального района Республики Мордовия в размере 300 рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского районного суда
Республики Мордовия Н.Е. Заренкова