Дело № 2-7
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 20 января 2015 года
Березовский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Сидорова А.Л.,
при секретаре Старковой Н.В.,
с участием:
представителя истца Делибалтовой О.Ф.,
представителей ответчиков Петровой М.А., Петровой А.М.,
представителя третьего лица Мезенцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Березовского муниципального района Пермского края и к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Дубовская основная общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия администрации Березовского муниципального района по непринятию мер по финансированию затрат МБОУ «Дубовская ООШ», возложении обязанности на администрацию Берёзовского муниципального района обеспечить финансирование МБОУ «Дубовская ООШ» и о возложении обязанности на МБОУ «Дубовская ООШ» устранить допущенные при устройстве, содержании и организации режима МБОУ «Дубовская ООШ» нарушения требований санитарных правил,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) в лице Главного санитарного врача по городскому округу ЗАТО Звездный, Кунгурскому городскому округу, Беерзовскому, Кишертскому, Кунгурскому, Ординскому, Пермскому, Суксунскому муниципальным районам Пермского края, Индустриальному району г. Перми Казакова А.Б. обратилось с иском к
администрации Березовского муниципального района Пермского края и к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Дубовская основная общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия администрации Березовского муниципального района по непринятию мер по финансированию затрат МБОУ «Дубовская ООШ», возложении обязанности на администрацию Берёзовского муниципального района обеспечить финансирование МБОУ «Дубовская ООШ» денежными средствами и о возложении обязанности на МБОУ «Дубовская ООШ» устранить допущенные при устройстве, содержании и организации режима МБОУ «Дубовская ООШ» нарушения требований санитарных правил.
Свои требования истец мотивирует тем, что в ходе мероприятий по контролю в отношении МБОУ «Дубовская ООШ», расположенного по адресу: <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году выявлены грубые нарушения санитарных правил, которые в силу абз. 10 ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населению» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. создают угрозу жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний среди детей. С целью фактического устранения выявленных при проверке нарушений санитарных правил, в том числе СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ «Дубовская ООШ» должностным лицом было направлено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащее обязательному исполнению. При проверке исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в определенный предписанием срок до ДД.ММ.ГГГГ не было выполнено 13 мероприятий:
в школе:
п. 20 - не восстановлена целостность ограждения территории участка, что является нарушением п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10;
п. 23 - не обеспечена отделка помещений в соответствии с требованиями п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10: в кабинетах 3-4 классов не обеспечена гладкая поверхность стен светлого тона, позволяющая проведение уборки влажным способ с применением дезинфицирующих средств (стены обиты деревом с шероховатой поверхностью и щелями между досками), что является нарушением п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10;
п. 26 - не обеспечено расположение светильников в учебных классах параллельно светонесущей стене, вдоль рядов парт, что является нарушением п. 7.2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10;
п. 27 - производственные помещения столовой: мясорыбный цех, горячий цех не оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией, что является нарушением п. 4.4. СП 2.3.6.1 079-01;
п. 28 - в столовой на рабочих местах у плиты не предусмотрено воздушное душирование, что является нарушением п. 4.8 СП 2.3.6.1079-01;
п. 29 - моечные ванны для мытья кухонной посуды, являющиеся источниками повышенного выделения тепла и влаги, не оборудованы локальными вытяжными системами, что является нарушением п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01;
в детском саду:
п. 71 - не обеспечено покрытие полов в туалетных, постирочной, гладильной, помещениях пищеблока без щелей и дефектов, что является нарушением п. 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;
п. 72 - в раздевальных двух групп из трех не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей, что является нарушением п. 6.2. СанПиН 2.4.1.3049-13;
п. 75 - не обеспечено количество унитазов в туалетной второй младшей группы не менее четырех, установлено 2 унитаза, что является нарушением п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;
п. 76 - не обеспечено размещение светильников в групповых в соответствии с приложением 2 санитарных правил - параллельно длинной стороне помещения, что является нарушением п. 7.7. СанПиН 2.4.1.3049-13;
п. 79 - не обеспечено достаточное оснащение пищеблока: в цехе первичной обработки овощей не установлен второй стол, картофелеочистительная машина; в цехе вторичной обработки овощей второй производственный стол, в горячем цехе производственный стол для сырой продукции, электропривод для готовой продукции, весы в соответствии с приложением 4, что является нарушением п. 13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;
п. 80 - не оборудована локальная вытяжная система вентиляции над ваннами для мытья кухонной посуды, что является нарушением п. 13.4. СанПиН 2.4.1.3049-13;
п. 82 - В производственных цехах не оборудованы сливные трапы, что является нарушением п. 3.13 СП 2.3.6.1079-01.
Неисполнение предписания директор МБОУ «Дубовская ООШ» объяснил следующими причинами. Не выполнены пункты предписания: в школе - п. 20, п. 23, п.26, в детском саду - п. 71, п. 76. Для устранения данных пунктов 2013 году были поданы заявки на включение в региональный проект «Новая школа», в муниципальные программы «Безопасность» и «Энергосбережение». Из-за отсутствия финансовых средств в 2014 году проект «Новая школю» и «Энергосбережение» в районе были закрыты. Из-за ограниченности финансирования в программе «Безопасность» в 2014 году в первую очередь деньги были выделены на устранение предписаний по пожарной безопасности. В настоящее время за счет экономии бюджета по муниципальному зданию в осенние каникулы планируется выполнение п. 23 - отделка стен в двух классах и в детском саду п. 79 - приобретение производственного стола, электропривода. Приобретать картофелечиску не целесообразно, так как детей в детском саду 45 человек. Остальные пункты будут выполнены по мере наличия финансовых средств. Таким образом, при проверке исполнения предписания, законным представителем учреждения были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что учреждением, находящимся на бюджетном финансировании, в сроки, установленные предписанием, не было обеспечено в необходимых объемах финансирование текущих и капитальных затрат для выполнения указанных в предписании мероприятий. Учредителем МБОУ «Дубовская ООШ» является Берёзовский муниципальный район. Функции и Полномочия Учредителя осуществляет администрация Берёзовского муниципального района Пермского края. Согласно Уставу МБОУ «Дубовская основная общеобразовательная школа», администрация Берёзовского муниципального района Пермского края осуществляет финансовое обеспечение образовательной деятельности. Таким образом, администрацией Берёзовского муниципального района Пермского края не исполнена обязанность надлежащего обеспечения финансирования МБОУ «Дубовская ООШ», в результате чего не было исполнено законное и обоснованное предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно эпидемиологический надзор. В соответствии с Уставом МБОУ «Дубовская ООШ» учредитель принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации учреждения. Следовательно, на администрацию Берёзовского муниципального района Пермского края законодательством возложена обязанность исполнения требований ст. 24 ч. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ о принятии решения о прекращении эксплуатации учреждения, если при осуществлении его деятельности нарушаются санитарные правила. Бездействие администрации Берёзовского муниципального района Пермского края не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений санитарных правил в МБОУ «Дубовская ООШ», не позволило исполнить в установленные сроки предписание государственного органа по надзору и обеспечить надлежащие условия воспитания детей дошкольного возраста, в результате чего имеется угроза их жизни и здоровью, нарушается конституционное право детей, на охрану здоровья, благоприятную среду обитания, которые гарантированы Конституцией РФ, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца Делибалтова О.Ф. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и от части требований отказалась в виду их исполнения ответчиками. Просит признать незаконным бездействие администрации Березовского муниципального района по непринятию мер по финансированию затрат МБОУ «Дубовская ООШ» на устранение нарушения требований санитарных правил, возложить обязанности на администрацию Березовского муниципального района обеспечить финансирование МБОУ «Дубовская ООШ» денежными средствами в необходимом для этого размере, возложить обязанность на МБОУ «Дубовская ООШ» устранить допущенные при устройстве, содержании и организации режима МБОУ «Дубовская ООШ» нарушения требований санитарных правил:
в школе:
в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать моечные ванны для мытья кухонной посуды, являющиеся источниками повышенного выделения тепла и влаги, локальными вытяжными системами;
в детском саду:
п. 71 - обеспечить покрытие полов в туалетных, постирочной, гладильной, помещениях пищеблока без щелей и дефектов;
п. 72 – обеспечить условия для сушки верхней одежды и обуви детей в раздевальных всех групп;
п. 75 - обеспечить количество унитазов в туалетной второй младшей группы не менее четырех;
п. 76 - обеспечить размещение светильников в групповых в соответствии с приложением 2 санитарных правил - параллельно длинной стороне помещения;
п. 79 - обеспечить достаточное оснащение пищеблока: в цехе первичной обработки овощей установить картофелеочистительную машину;
п. 80 - оборудовать локальную вытяжную систему вентиляции над ваннами для мытья кухонной посуды;
п. 82 - в производственных цехах оборудовать сливные трапы;
в школе:
в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить расположение светильников в учебных классах параллельно светонесущей стене, вдоль рядов парт;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить целостность ограждения территории участка;
Представитель ответчика - администрации Берёзовского муниципального района Петрова А.М. исковые требования признала частично и пояснила, что администрацией Березовского муниципального района принимаются меры к финансированию МБОУ «Дубовская ООШ» для исполнения предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, большая часть нарушений была устранена и продолжает устраняться. Полностью нарушения устранить не удалось из-за недостатка средств, так как Березовский муниципальный район является дотационным.
Представитель ответчика - МБОУ «Дубовская ООШ» Петрова М.А. исковые требования признала частично и пояснила, что большая часть нарушений, указанных в предписании и в исковом заявлении устранены. Неустраненными остаются нарушения, на которые требуются значительные денежные средства, около 1,5 млн. рублей.
Представитель третьего лица, МКУ «Управление образования» администрации Берёзовского муниципального района Мезенцева С.В. пояснила, что на образование тратится около 50 % бюджета района, в первую очередь средства выделяются на обеспечение образовательных учреждений, поэтому для устранения всех выявленных нарушений в МБОУ «Дубовская ООШ» потребуется дополнительное время и средства.
Заслушав доводы сторон, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю должны быть удовлетворены частично.
Сохранение и укрепление здоровья детей лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни. Одним из важнейших мер профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья детей является соблюдение санитарных правил при устройстве, содержании, организации режима работы дошкольных образовательных и образовательных учреждений.
Как пояснили представители ответчиков и представитель третьего лица, Березовский муниципальный район является дотационным, что признает и представитель истца. При этом средства, выделяемые на образование в бюджете района, составляют около 50%. В предписании должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю МБОУ «Дубовская ООШ» было указано на выполнение 83 мероприятий. При проверке исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в определенный предписанием срок до ДД.ММ.ГГГГ не было выполнено 13 мероприятий. На момент рассмотрения дела в суде не было выполнено полностью или частично 10 мероприятий. При таких обстоятельствах суд не находит бездействия администрации Березовского муниципального района по непринятию мер по финансированию затрат МБОУ «Дубовская ООШ» на выполнение мероприятий, указанных в предписании. В остальной части иск подлежит удовлетворению.
Для реализации задачи обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения главным государственным санитарным врачам в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населению» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. предоставлены полномочия предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. Обращение в суд с иском в случае нарушений санитарного законодательства в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ч. 1 ст. 46 ГПКРФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дубовская основная общеобразовательная школа» устранить нарушения санитарных правил:
в срок до ДД.ММ.ГГГГ в школе
оборудовать моечные ванны для мытья кухонной посуды, являющиеся источниками повышенного выделения тепла и влаги, локальными вытяжными системами;
в детском саду:
- обеспечить покрытие полов в туалетных, постирочной, гладильной, помещениях пищеблока без щелей и дефектов;
- обеспечить условия для сушки верхней одежды и обуви детей в раздевальных всех групп;
- обеспечить количество унитазов в туалетной второй младшей группы не менее четырех;
- обеспечить размещение светильников в групповых в соответствии с приложением 2 санитарных правил - параллельно длинной стороне помещения;
- обеспечить достаточное оснащение пищеблока: в цехе первичной обработки овощей установить картофелеочистительную машину;
- оборудовать локальную вытяжную систему вентиляции над ваннами для мытья кухонной посуды;
- в производственных цехах оборудовать сливные трапы;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ
обеспечить расположение светильников в учебных классах параллельно светонесущей стене, вдоль рядов парт;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ в школе восстановить целостность ограждения территории участка.
Обязать администрацию Березовского муниципального района обеспечить финансирование МБОУ «Дубовская ООШ» в размере необходимом для устранения нарушений санитарных правил.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца.
Судья Сидоров А.Л.