ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 11 февраля 2016 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Самогова Т.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием:
старшего помощника прокурора <адрес>
Республики Адыгея ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис» о возложении обязанности провести организационно – финансовые – хозяйственные мероприятия, направленные на реализацию мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис» о возложении обязанности провести организационно – финансовые – хозяйственные мероприятия, направленные на реализацию мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При этом указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории <адрес>, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ) под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Так, согласно ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
При этом меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Исходя из прямого толкования нормы ст. 13.3 Федерального закона от № 273-ФЗ в совокупности с положениями ст. ст. 48, 50 Гражданского кодекса Российской Федерации действия Закона распространяется на все юридические лица, независимо от организационного правовой формы.
Между тем, проверкой установлено, что в ООО «Сервис» меры по предупреждению коррупции во исполнение указанного закона не приняты.
Так, до настоящего времени локальные акты, закрепляющие в исчерпывающем объеме обозначенные выше нормативные положения, не утверждены, своевременных мер по их разработке и изданию не принято. Указанное выше бездействие может создать предпосылки для злоупотреблений и коррупционных проявлений по смыслу положений ст. 1 Федерального закона от № 273-ФЗ.
Отсутствие реализуемых мер по предупреждению коррупции создает препятствие для своевременного применения превентивных мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в указанной сфере, и не позволяет реализовать в рамках этой деятельности принципы, изложенные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, что недопустимо.
На основании изложенного просил обязать ООО «Сервис» провести организационно – финансовые – хозяйственные мероприятия, направленные на реализацию мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3, поддержала заявленные исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея в полном объеме, просила их удовлетворить и обязать ООО «Сервис» провести организационно – финансовые – хозяйственные мероприятия, направленные на реализацию мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно назначить лицо ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, кроме того принять кодекс этики и служебного поведения работников организации, установив срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – директор ООО «Сервис» ФИО4, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки, и не представил заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи, с чем дело рассмотрено в порядке заочного производства, в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ.
Заслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сервис» о возложении обязанности провести организационно – финансовые – хозяйственные мероприятия, направленные на реализацию мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействий коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) к числу основных принципов, противодействия коррупции относится комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем применения такой меры как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Согласно статье 13.3 Закона №-Ф3 организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по противодействию коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных проявлений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Из материалов дела установлено, что ООО «Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расположено по адресу: <адрес>, а. Кошехабль, Заводская, 2.
Согласно объяснению руководителя ООО «Сервис» ФИО4, данного прокурору <адрес> Республики Адыгея следует, что в ООО «Сервис» не приняты меры по предупреждению коррупционных и иных правонарушений в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В частности, не изданы и не утверждены локальные нормативные акты. Мер по их разработке не принималось.
Вместе с тем, должны быть изданы локальные акты, закрепляющие в полном объеме требования ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что в ООО «Сервис» ненадлежащим образом исполняются требования законодательства о противодействии коррупции, данное обстоятельство не оспаривается и представителем ответчика.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что не выполнение требований, предусмотренных ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ нарушает права неопределенного круга лиц, что сказывается на эффективности мер по профилактике коррупционных проявлений, осуществлять которые ответчик обязан в силу закона, а также не позволяет добиться необходимого качества предоставления услуг гражданам.
Учитывая изложенное, требования заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея суд считает законными и обоснованными и полагает возможным их удовлетворить и обязать общество с ограниченной ответственностью «Сервис» провести организационно – финансовые – хозяйственные мероприятия, направленные на реализацию мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно назначить лицо ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, кроме того принять кодекс этики и служебного поведения работников организации, установив срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от ее уплаты в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей, организациями - в размере 6000 рублей.
С учетом того, что в данном случае иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, государственная пошлина, взыскиваемая с ООО «Сервис» по правилам ст. 91 ГПК РФ и п.п. 3 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в доход муниципального образования «<адрес>» составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис» о возложении обязанности провести организационно – финансовые – хозяйственные мероприятия, направленные на реализацию мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сервис» провести организационно – финансовые – хозяйственные мероприятия, направленные на реализацию мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно назначить лицо ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, кроме того принять кодекс этики и служебного поведения работников организации, установив срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сервис» в доход муниципального образования «<адрес>» (наименование получателя УФК МФ по <адрес> КПП010101001 ИНН 0101002332 код ОКАТО 79215820000 номер счета 40№) государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея заявление об отмене настоящего решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/