Решение по делу № 12-13/2015 (12-306/2014;) от 15.12.2014

Дело № 12-13/2015

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление о назначении административного наказания

11 февраля 2015 года              город Новочебоксарск

Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Кондакова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу должностного лица – директора ООО З. на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ , в отношении должностного лица -

З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей и зарегистрированной по адресу: <адрес>, гражданки Российской Федерации, директора ООО,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее – МРУ Росфинмониторинга по ПФО) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор ООО З. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с постановлением, З. в установленные законом сроки обратилась в суд с жалобой, в которой просила об отмене вышеуказанного постановления как незаконного и необоснованного. Полагала, что исполнение назначенного оспариваемым постановлением наказания в размере <данные изъяты> руб. не отвечает целям превенции в правовом государстве, поскольку выявленные нарушения устранены З. в добровольном порядке. Сам по себе факт непредоставления в уполномоченный орган сведений по операциям, связанным с реализацией имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, не причинил существенного ущерба интересам государства и не мог нивелировать принципы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма. С учетом того, что ранее не привлекалась к административной ответственности, отсутствия вреда и наступивших последствий, срока просрочки исполнения обязанности, принимая во внимание активные действия по устранению допущенных нарушений, З. просила признать совершенное правонарушение малозначительным. Также полагала, что даже минимальный административный штраф в размере <данные изъяты> руб. представляет собой несоразмерное ограничение гарантированного Конституцией Российской Федерации права частной собственности. Указанный размер административного штрафа более чем в три раза превышает ее среднемесячный доход. Произведенные ООО под ее руководством операции по реализации недвижимого имущества соответствуют закону. В случае не применения судом ст.2.9 КоАП РФ в целях обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания просила снизить размер ранее назначенного административного штрафа до <данные изъяты> руб.

В судебное заседание З. не явилась, обеспечив явку своего представителя.

Представитель З. Галкин Е.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям и вновь привел их суду.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО в судебное заседание не явился, представил отзыв, указав, что оспариваемое постановление является законным, обоснованным и не подлежит отмене.

Суд, выслушав представителя заявителя, изучив доводы жалобы и материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 № 308-ФЗ, действовавшей на момент совершения правонарушения).

Частью 1 ст.15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 № 308-ФЗ) предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Пунктом 2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам не могут содержать ограничения по замещению данных должностей для лиц, привлекавшихся к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не предусматривающей дисквалификации таких лиц. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно п.9 ст.7 вышеуказанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

С 06.02.2014 постановка на учет регламентируется Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 № 58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

В соответствии с подп.г п.2 вышеуказанного Положения организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относится к организациям, подлежащим постановке на учет в территориальный орган Федеральной службе по финансовому мониторингу.

В силу положений п.2 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц (далее - Перечень) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Как следует из материалов дела, в ходе проведения МРУ Росфинмониторинга по ПФО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ камеральной проверки установлено, что ООО в проверяемом периоде (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) осуществляло деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что подтверждается договором залога денежных средств, государственным контрактом и договорами купли-продажи арестованного имущества (от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ), согласно которым ООО оказывает услуги по реализации имущества, в том числе посреднические услуги в сфере купли-продажи недвижимого имущества, а также иными документами. Проведенной проверкой установлено, что ООО не состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ПФО. Отсутствие постановки на учет привело к невозможности в течение длительного времени, а именно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, идентификации клиентов с Перечнем, что свидетельствует о непринятии в указанный период со стороны ООО мер, направленных на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля. Также проверкой установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО осуществлялась деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля. В ходе проверки также установлено, что в указанный период в ООО осуществлялась деятельность в отсутствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля. Кроме того, установлено, что в ООО отсутствует утвержденный перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере <данные изъяты>. Согласно списку численности сотрудников обучение в сфере <данные изъяты> должна проходить директор З. Проверкой также установлено, что на обслуживание в ООО принимались, в том числе, следующие клиенты - ДД.ММ.ГГГГ И. (договор от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - Б. (договор от ДД.ММ.ГГГГ), вместе с тем, анкеты на указанных лиц в ООО не велись, степень уровня риска не зафиксирована. Установлено, что в проверяемом периоде ООО во исполнение государственных контрактов с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике заключило следующие договоры купли - продажи арестованного имущества: договор купли - продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей с И.; договор купли - продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей с Б. Сведения по вышеуказанным операциям, подлежащим обязательному контролю, следовало представить в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней следующих за днем совершения операции, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно, однако в отсутствие организованной системы внутреннего контроля и его надлежащего осуществления указанные операции не выявлены и в Росфинмониторинг не представлены.

Факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица З. подтверждаются: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ , протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, договорами купли - продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, суд признает их допустимыми доказательствами.

Действия должностного лица З. квалифицированы правильно по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку объективную сторону указанного правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации. Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.

Собранными по делу доказательствами, достоверно подтверждено допущенные директором ООО З. нарушения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Довод жалобы о возможности применения при назначении наказания положений ст. 2.9 КоАП РФ не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В отношении должностного лица, осуществляющего организационно-распорядительные функции, нарушение требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» нельзя признать малозначительным.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.27 КоАП РФ посягают на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и по определению не может быть малозначительным.

Довод жалобы о снижении назначенного должностному лицу размера административного штрафа ниже низшего предела суд отклоняет, поскольку, как следует из материалов дела, директору ООО З. назначено наказание в минимальном размере штрафа, предусмотренном санкцией ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных ч.1 ст.3.1 КоАП РФ.

Обстоятельства административного правонарушения установлены с учетом представленных доказательств, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется. Доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств, иное толкование закона, не влияют на правильность квалификации действий. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО З. оставить без изменения, жалобу директора ООО З. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.

Судья                                    Т.Г. Кондакова

12-13/2015 (12-306/2014;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
Зайцева Н.Н.
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашии
Судья
Кондакова Т.Г.
Статьи

15.27

Дело на странице суда
novocheboksarsky.chv.sudrf.ru
15.12.2014Материалы переданы в производство судье
21.01.2015Судебное заседание
11.02.2015Судебное заседание
25.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее