Решение по делу № 2-935/2014 от 19.02.2014

Дело № 2-935/2014

Решение

Именем Российской Федерации

28 марта 2014 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,

при секретаре: Мкртумян Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаменкова В.В., Хаменковой Л.В., Федорченко Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Федорченко В.П. к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

Установил:

Истцы Хаменков В.В., Хаменкова Л.В., Федорченко Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Федорченко В.П. обратились в суд и просят прекратить право собственности Российской Федерации на жилое помещение, расположенное <адрес>, прекратить право оперативного управления ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на указанное жилое помещение и признать за ними право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное <адрес>, в равных долях, по 1/4 доли за каждым.

Свои требования мотивируют тем, что они проживают в жилом помещении, расположенном <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения <номер> <дата>. Указанное жилое помещение было пре6дставлено Хаменкову В.В. и членам его семьи: жене – Хаменковой Л.В., дочери – Федорченко Т.В. в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Истцы решили воспользоваться своим правом на приватизацию занимаемого жилого помещения. 02.02.2013 года Хаменков В.В. обратился к Руководителю ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России с заявлением о бесплатной передаче в собственность ему и членам его семьи занимаемого жилого помещения. Его заявление удовлетворено не было, так как в Министерстве обороны РФ отсутствует механизм передачи жилых помещений в собственность в порядке приватизации. В связи с тем, что занимаемое истцами жилое помещение не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истцы считают, что бездействие должностных лиц нарушает их права и является незаконным. С 12.01.2012 года спорное жилое помещение является для истцов единственным местом постоянного проживания, право бесплатного приобретения в собственность жилых помещений в порядке приватизации ранее ими не использовалось. Истцы зарегистрированы в спорном жилом помещении, производят оплату коммунальных платежей, задолженности по оплате жилья не имеют. Согласно выписке из ЕГРП спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений». Фактически ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России является уполномоченным органом, который должен осуществлять передачу закрепленных жилых помещений в собственность граждан, однако данным органом не приняты возможные меры доля реализации права граждан на участие в приватизации либо иной возможности получения жилья в собственность. В настоящее время истцы не могут реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения по независящим от них причинам, в связи с чем, просят удовлетворить исковые требования.

Истец Федорченко Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Федорченко В.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Истцы Хаменков В.В., Хаменкова Л.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.60, 63-64), представил письменные возражения (л.д.66-68).

Представитель ответчика ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.61-62), возражений против заявленных требований в суд не представил.

При таких обстоятельствах суд считает, возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав истца Федорченко Т.В., проверив письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Материалами дела установлено, что спорным является жилое помещение <адрес>, на которое имеется запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации и оперативного управления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д.18).

Как усматривается из материалов дела <дата> между Наймодателем – ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, и Нанимателем – Хаменковым В.В. заключен договор социального найма жилого помещения <номер> о предоставлении Хаменкову В.В. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование спорного жилого помещения (л.д.14-16).

На спорную квартиру, расположенную <адрес>, предоставлен технический паспорт, из которого усматривается, что сведения о правообладателях отсутствуют (л.д.41-48).

Как усматривается из выписки из домовой книги в квартире <адрес>, зарегистрированы: Федорченко В.П., Федорченко Т.В., Хаменков В.В. и Хаменкова Л.В. (л.д.38). Нанимателем является Федорченко Т.В., задолженности за жилищные и коммунальные услуги не имеется (л.д.39-40).

Родителями Федорченко В.П. являются Ф. и Федорченко Т.В. (л.д.37).

Из ответа ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от 19.03.2013 года на обращение истца усматривается, что Учреждение полномочиями по передаче в собственность гражданам жилым помещений собственником не наделено. По мнению Учреждения, признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения может быть осуществлено в порядке гражданского судопроизводства (л.д.13).

Истцы в приватизации жилья не участвовали и собственности не имеют (л.д.49-54).

В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В ст.1 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что приватизация жилья - бесплатная передача в собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Положениями ст.6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется учреждением, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Ограничения по приватизации жилья, предоставленного гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, отменены, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П и Федеральным законом РФ от 11.06.2008 N 84-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст.7 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилья в собственность оформляется договором передачи, заключаемым с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься в двухмесячный срок.

В силу ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет именно Министерство обороны РФ

Согласно подпункту «о» пункта 2 указанного Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" именно Министерство обороны РФ, в лице подведомственных Министерству обороны РФ организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения.

Аналогичные нормы содержатся и в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".

Согласно пункту 1 указанного Положения именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

В соответствии с подпунктом 43 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Как указано в подпункте 68 пункта 7 вышеназванного Положения Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением.

Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение – квартира <адрес>, предоставлена истцам в установленном законом порядке по договору социального найма, истцы зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении, однако, из-за уклонения ответчиков от передачи квартиры в собственность граждан, отсутствия регламентированной процедуры передачи жилья в собственность военнослужащим, истцы в свою очередь не могут реализовать свое право на приватизацию. Указанные обстоятельства не могут быть положены в обоснование отказа в иске, так как право истцов не может быть нарушено из-за допущенных упущений со стороны ответчиков.

В связи с тем, что истцы изъявили желание на приватизацию жилого помещения, ранее не использовали свое право на бесплатную приватизацию другого жилого помещения, суд считает требования истцов основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Разрешая спор, суд, руководствуется положениями Закона РФ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, приходит к выводу о том, что истцы имеют право приобрести спорное жилое помещение в собственность при наличии волеизъявления в порядке, предусмотренном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В соответствии со ст.7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.

Государство, установившее в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Материальным основанием для приватизации гражданином жилых помещений государственного жилищного фонда является занятие этих помещений на условиях социального найма

Поскольку в данном случае жилое помещение, занимаемое истцами, предоставлено им на законных основаниях по договору социального найма, ранее участия в приватизации истцы не принимали, имеются законные основания для передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. При этом отсутствие нормативной базы по порядку передачи в собственность граждан жилых помещений, принадлежащих Министерству Обороны РФ, не должно лишать истцов права на приватизацию жилья, которое они занимают по договору социального найма.

Представленные письменные возражения представителя ответчика Министерства обороны РФ не могут являться основанием к отказу в исковых требованиях истцов о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности истцов на спорное жилое помещение, и внесения записи о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Хаменкова В.В., Хаменковой Л.В., Федорченко Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Федорченко В.П. удовлетворить.

Признать за Хаменковым В.В., Хаменковой Л.В., Федорченко Т.В., Федорченко В.П. право собственности в равных долях в порядке приватизации на квартиру, расположенную <адрес> – по 1/4 доли за каждым.

Настоящее решение суда является основанием для регистрации права собственности Хаменкова В.В., Хаменковой Л.В., Федорченко Т.В., Федорченко В.П. и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на квартиру, расположенную <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус

Мотивированное решение изготовлено 04.04.2014 года

2-935/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федорченко Т.В.
Хаменков В.В.
Федорченко В.П.
Хаменкова Л.В.
Ответчики
ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Министерство Обороны РФ
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
19.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2014Передача материалов судье
24.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2014Судебное заседание
04.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2014Дело сдано в канцелярию
07.05.2014Дело оформлено
07.05.2014Дело передано в архив
28.03.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее