Решение по делу № 4Г-2697/2016 [44Г-144/2016] от 06.07.2016

Судья: Лобойко И.Э.,

Судьи апелляционной инстанции:

Рыкова Г.М., Асташкина О.Г., Краснова Н.В.,

Докладчик: судья Асташкина О.Г.

                 

Дело № 44г-144/16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 351

президиума Московского областного суда

г. Красногорск,

Московской области 27 июля 2016 года

    

Президиум Московского областного суда в составе:

председательствующего Виноградова В.Г.,

членов президиума Гаценко О.Н., Мязина А.М., Соловьева С.В., Овчинниковой Л.А.,

при секретаре Мишанове И.А.,

рассмотрев гражданское дело по иску Горшковой Л.В. к Министерству социального развития Московской области, Люберецкому управлению социальной защиты населения, ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда судебных расходов,

по кассационной жалобе Горшковой Л.В., поступившей 13 апреля 2016 года на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2016 года,

заслушав доклад судьи Кондратовой Т.А.,

у с т а н о в и л :

Горшкова Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Люберецкому управлению социальной защиты населения, ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 20 077, 89 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 рублей, расходов по госпошлине, ссылаясь на то, что является наследником по завещанию после смерти матери Гусевой А.И., умершей 13 октября 2014 года. При жизни матери Люберецким управлением социальной защиты населения были приняты решения о выплате ей (Гусевой А.И.) компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации на основании ч.6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Указанные выплаты не были произведены в связи со смертью получателя Гусевой А.И., однако, включены в наследственную массу, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию от 24 апреля 2015 года.

28 апреля 2015 года она (истец) обратилась в Люберецкое управление социальной защиты населения с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, в чем ей было отказано и рекомендовано обратиться в филиал №14 Фонда социального страхования Российской Федерации.

15 июня 2015 года она обратилась в филиал №14 Фонда социального страхования Российской Федерации с аналогичным заявлением. Однако в выплате компенсации также было отказано.

В судебном заседании Горшкова Л.В. поддержала заявленные требования.

Представитель Люберецкого управление социальной защиты населения и Министерства социального развития Московской области в судебном заседании иск не признал.

Представитель ГУ Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск, в которых полагал, что выплату компенсации должно осуществить Министерство социального развития Московской области.

Решением Люберецкого городского суда Московской области от 21 сентября 2015 года исковые требования Горшковой Л.В. в части компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 20 077,89 рублей удовлетворены, в удовлетворении требования о компенсации морального вреда отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2016 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе Горшковой Л.В. в иске.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить определение суда апелляционной инстанции, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.

Определением судьи Московского областного суда Вердияна Г.В. от 06 июля 2016 года кассационная жалоба вместе с истребованным 26 апреля 2016 года делом передана для рассмотрения в президиум Московского областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого характера существенные нарушения норм материального права допущены судом апелляционной инстанции и выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гусева А.И., 1930 года рождения, состояла на учете в социальном регистре Московской области по г. Люберцы в качестве получателя мер социальной поддержки по категории «инвалид 1 группы по общему заболеванию».

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 19 декабря 2014 года ей по состоянию здоровья полагались бесплатные средства технической реабилитации, в том числе, подгузники, ходунки шагающие, кресло-качалка с ручным приводом базовая комнатная, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), противопролежневая подушка гелевая (л.д. 32-33).

Поскольку полагающиеся ей средства технической реабилитации предоставлены не были, то эти средства в феврале-июне 2014 года приобретены ею за собственный счет (л.д. 35-41 оборот).

Гусева А.И. обращалась в Люберецкое управление социальной защиты населения Московской области с заявлениями о выплате и перечислении ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

Люберецким управлением социальной защиты населения приняты решения (№ 216 от 07 февраля 2014 года, № 461 от 06 марта 2014 года, №665 от 24 марта 2014 года, № 755 от 01 апреля 2014 года, № 1424 от 28 мая 2014 года, № 3306 от 07 октября 2014 года) о предоставлении ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства (л.д. 35-41).

14 октября 2014 года Гусева А.И. умерла, ко дню смерти полагающаяся ей сумма компенсации не выплачена.

Наследником к имуществу Гусевой А.И. является ее дочь - истец по делу Горшкова Л.В.

24 апреля 2015 года Горшковой Л.В. получено свидетельство о праве на наследство по завещанию, в том числе на компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 20 077,89 рублей (л.д. 11).

28 апреля 2015 года Горшкова Л.В. обратилась в Люберецкое управление социальной защиты населения с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 20 077,89 рублей.

13 мая 2015 года ею получен ответ, которым рекомендовано для получения компенсации обратиться в филиал №14 ГУ МОРО ФСС, осуществляющий данные полномочия.

15 июня 2015 года Горшкова Л.В. обратилась в Филиал № 14 МОРО ФСС с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 20 077,89 рублей.

26 июня 2015 года истцу было отказано в выплате компенсации по тем основаниям, что инвалид, имеющий право на подачу заявления умер, а решения о выплате инвалиду компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации были приняты территориальным управлением социальной защиты населения, в связи с чем основания для выплаты у Фонда социального страхования отсутствуют.

Разрешая при указанных обстоятельствах возникший спор и удовлетворяя в части заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений ст. 1183 ГК РФ (наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию) и полученного ею свидетельства о праве на наследство в виде компенсации за приобретенные технические средства реабилитации, Горшкова Л.В. имеет право на получение указанной компенсации в размере 20 077,89 руб.

Учитывая, что с 01 января 2015 года обязательства по возмещению расходов по приобретению средств реабилитации были возложены на региональные отделения Фонда социального страхования РФ, то соответствующая компенсация в пользу истца подлежит взысканию с ГУ Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ. В удовлетворении требований к Министерству социального развития Московской области и Люберецкому управлению социальной защиты населения надлежит отказать.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в иске в полном объеме, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ не является надлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, компенсация за приобретенные технические средства реабилитации не относится к выплатам, предоставленным инвалиду в качестве средств к существованию, в связи с чем положения ст. 1183 ГК РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям. Данная компенсация носит целевой характер, неразрывно связана с личностью ее получателя, а, следовательно, в силу ст. 1112 ГК РФ данная выплата не может входить в наследственную массу.

Между тем, с данными выводами судебной коллегии согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В силу ч. 6 ст. 11 названного Федерального закона, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ ( ч. 8 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 Федерального закона № 181-ФЗ).

Статьей 26.8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.

В период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2014 года в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 №2423-р, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам были возложены на органы исполнительной власти Московской области.

В рамках исполнения данного Соглашения уполномоченным органом по реализации данной социальной услуги являлось Министерство социального развития Московской области и его отделы.

14 октября 2014 года между Государственным учреждением – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Министерством социального развития Московской области было заключено Соглашение №51 о передаче указанных полномочий с 01 января 2015 года Фонду социального страхования.

Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26 декабря 2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26 декабря 2014 года.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее – Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка выплаты компенсация, инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида (либо лица, представляющего его интересы) о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Пунктом 6 Порядка установлено, что решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

В соответствии со ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.

При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Из анализа ст. 1183 ГК РФ следует, что наследники имеют право на получение соответствующих сумм, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены.

Получение (выплата) причитающихся инвалиду сумм компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права инвалида на получение такой компенсации.

Выплате компенсации предшествует обращение инвалида с соответствующим заявлением, а также принятие уполномоченным органом решения о предоставлении компенсации в определенном размере, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством.

Принятие данного решения о предоставлении компенсации уполномоченным органом влечет его обязанность выплатить конкретному лицу компенсацию в определенном размере.

В случае смерти инвалида наследники не могут требовать признания за наследодателем права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, что является личным субъективным правом инвалида как субъекта правоотношений по социальному обеспечению конкретного вида, однако, если при жизни лица, имеющего право на получение компенсации, уполномоченным органом было принято решение о ее выплате, то есть право на получение компенсации инвалидом уже признано уполномоченным органом, то данные суммы компенсации подлежат включению в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

В данном случае установлено судом и подтверждается материалами дела, что при жизни Гусевой А.И. на основании поданных ею заявлений Люберецким управлением социальной защиты населения были приняты решения о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и определен их размер.

Принятие такого решения влечет обязанность уполномоченного органа по выплате указанной компенсации. Следовательно, неполучение Гусевой А.И. при жизни по независящим от нее причинам данной компенсации влечет включение определенных уполномоченным органом к выплате сумм компенсации в наследственную массу на основании положений ст. 1183 ГК РФ.

При таких обстоятельствах президиум находит ошибочным вывод судебной коллегии об отсутствии правовых оснований для признания за истцом, как наследником к имуществу умершей Гусевой А.И., права на получение указанной компенсации.

Нельзя согласиться и с выводом судебной коллегии о том, что Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу п.16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утв. Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года №240, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации на указанные цели осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ в пределах бюджетных ассигнований, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования РФ в виде межбюджетных трансфертов.

В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации, финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий.

Как было указано ранее, в период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2014 года в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года №2423-р, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, проживающим на территории Московской области, были возложены на органы исполнительной власти Московской области, а с 01 января 2015 года данные полномочия возложены на Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

Поскольку решения о предоставлении Гусевой А.И. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Люберецким управлением социальной защиты населения были приняты, то суду надлежало выяснить, по какой причине не были произведены выплаты по данным решениям, были ли в необходимом объеме обеспечены данные расходные обязательства Министерства социального развития Московской области субвенциями, предоставляемыми в установленном порядке из федерального бюджета (п. 16 постановления Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240), либо эти субвенции Министерству социального развития Московской области на период его соответствующих полномочий не предоставлялись.

Установление указанных выше обстоятельств является юридически значимым, т.к. при отсутствии достаточного финансирования из федерального бюджета условий для реализации принятых органом соцзащиты населения решений о предоставлении инвалидам компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, надлежащим ответчиком по делу будет являться орган, осуществляющий в настоящее время полномочия по обеспечению проживающих на территории Московской области инвалидов техническими средствами реабилитации, то есть Государственное учреждение – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Между тем, ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции данные обстоятельства в предмет доказывания не включили, что повлияло на исход дела и привело к его неправильному разрешению.

С учетом изложенного президиум считает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2016 г. нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением на новое судебное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела судебной коллегии надлежит определить надлежащего ответчика по делу и разрешить исковые требования Горшковой Л.В. в соответствии с законом и установленными обстоятельствами.

Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум    

П О С Т А Н О В И Л :    

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2016 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.

Председательствующий В. Г. Виноградов

                                    

                    

4Г-2697/2016 [44Г-144/2016]

Категория:
Гражданские
Истцы
Гусев А.И.
Другие
Процессуальный статус
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее