Решение по делу № 2-1174/2013 ~ М-1031/2013 от 22.03.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2013 года     г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Чекулаевой Е.Н.,

при секретаре Плешивиной Е.Н.,

с участием истца Вахтель Ф.Ф.,

представителя истца Карасева Д.А.,

представителя ответчика Чуриковой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1174 по иску Вахтель Ф.Ф. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о возложении обязанности по назначению и выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,

установил:

Вахтель Ф.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о возложении обязанности по назначению и выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

В обоснование своих требований указала следующее.

Она ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» по вопросу выплате ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Ссылалась при этом на положения ч.4 ст. 14 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которым, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-15 части первой статьи 14 Закона, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числе граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой.

Она, Вахтель Ф.Ф., является вдовой В.В.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ, являвшегося участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ей, по её мнению, полагается выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров согласно пункту 13 статьи 14 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 года.

Однако ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» отказало ей в назначении и выплате данной выплаты, ссылаясь на то, что в пункте 13 части первой статьи 14 вышеназванного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы) гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров. В указанной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров; право иных членов семьи на приобретение льгот и компенсаций в данной статье не предусмотрено. Право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров не распространялось на жен граждан, получающих социальную поддержку по указанному Закону, при их жизни, соответственно, не распространяется и после их смерти.

С данным ответом-отказом органа социальной защиты населения она, Вахтель Ф.Ф., не согласна, при этом указывает следующее.

Пункт 13 статьи 14 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дает право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семьи умершего инвалида-чернобыльца, на которого распространялась указанная мера социальной поддержки.

В целях реализации названного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором определены, в том числе, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

24 сентября 2010 года Правительство Российской Федерации издало Постановление за № 751 «О внесении изменений в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Этим Постановлением Правительство Российской Федерации подтвердило право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членами семьи умершего инвалида-чернобыльца, на которого распространялась указанная мера социальной поддержки.

Она, Вахтель Ф.Ф., признана нетрудоспособным иждивенцем своего супруга по решению суда. Находилась с ним в законном браке на момент его смерти.

Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» в связи с выходом указанного изменения обязан был назначить и выплачивать ей компенсацию на приобретение продовольственных товаров, однако этого сделано не было.

На основании изложенного Вахтель Ф.Ф. просит обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить и выплачивать ей из средств федерального бюджета ежемесячную сумму компенсации не приобретение продовольственных товаров в размере 705 руб. 39 коп. с 01.04.2013 г., с последующей индексацией в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации;

взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района», за счет средств федерального бюджета, в её пользу задолженность ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом увеличения и индексации, в размере 18301 руб. 12 коп.

Определением суда от 08.04.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены Министерство труда и социальной защиты Тульской области и Управление Федерального казначейства по Тульской области.

В судебном заседании истец Вахтель В.И. исковые требования поддержала в полном объеме. Просила иск удовлетворить, а также взыскать в её пользу с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 8000 рублей.

Представитель истца по доверенности Карасев Д.А. исковые требования Вахтель Ф.Ф. поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» - по доверенности Чурикова Е.Е. исковые требования Вахтель Ф.Ф. не признала, представила письменные возражения, в удовлетворении исковых требований просила отказать в связи с их необоснованностью.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика - Министерства труда и социальной защиты Тульской области и Управления Федерального казначейства по Тульской области – в судебное заседание не явились, третьи лица о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Министерство труда и социальной защиты Тульской области письменно просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Вахтель Ф.Ф. состояла в зарегистрированном браке с В.В.И., который являлся инвалидом вследствие заболевания, полученного при выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Как инвалиду-чернобыльцу В.В.И. выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

ДД.ММ.ГГГГ В.В.И. умер.

ДД.ММ.ГГГГ Вахтель Ф.Ф. обратилась в орган социальной защиты населения с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров как члену семьи умершего инвалида-чернобыльца.

Письмом за от ДД.ММ.ГГГГ указанный орган отказал ей в назначении данной компенсации по мотиву того, что вдовы ликвидаторов-чернобыльцев в перечень лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, не включены.

Суд не находит верной такую позицию органа социальной защиты населения, при этом исходит из следующего.Согласно п.2 ч.1 ст. 13, п. 13 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется выплата ежемесячной денежной компенсации – им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.

В соответствии с ч.4 ст. 14 названного Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 13 части первой настоящей статьи, распространяются и на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

В целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Правительством Российской Федерации 31 декабря 2004 года принято Постановление № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В п. 1 названных Правил в первоначальной редакции перечислены лица, которым гарантируется право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы.

Однако 24 сентября 2010 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 751, которым в абзац 2 п. 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 907 от 31 декабря 2004 года, внесены изменения в части распространения выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Постановление Правительства Российской Федерации ль 24 сентября 2010 года № 751 вступило в законную силу 12 октября 2010 года.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что меры социальной поддержки распространяются и на членов семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы; названная компенсация назначается указанным лицам с 01 ноября 2010 года.

В соответствии с пунктами 2,4,6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907, для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган, в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации заявление.

Уполномоченный орган составляет списки граждан, которые подписываются руководителем этого органа, заверяются печатью и представляются ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства.

В свою очередь территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

Выплата компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.

С учетом вышеизложенного порядка назначения компенсации, поскольку Вахтель Ф.Ф. обратилась в орган социальной защиты населения с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, она имеет право на получение этой компенсации (на приобретение продовольственных товаров) с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленные Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С учетом индексации размер компенсации на приобретение продовольственных товаров в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 18301 руб. 12 коп. (592 руб. 27 коп. + 630 руб. 77 коп. х 12 мес. + 668 руб. 62 коп. х 12 мес. + 705 руб. 39 коп. х 3 мес.).

Исходя из вышеприведенных норм закона, исковые требования Вахтель Ф.Ф. о признании за ней права на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскании задолженности подлежат удовлетворению.

Ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией указанного закона, является расходным обязательством Российской Федерации, взыскиваемые истцом суммы подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета.

Доводы возражений ответчика о необоснованности заявленных исковых требований являются несостоятельными, поскольку основаны на субъективном, ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут быть признаны судом состоятельными.

В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Судом установлено, что юридическую помощь истцу Вахтель Ф.Ф. при рассмотрении данного дела осуществлял по доверенности Карасев Д.А. (сотрудник ООО «Амулет»); он писал исковое заявления, участвовал при подготовке дела к слушанию, в судебном заседании.

Суд считает необходимым разрешить положительно вопрос о взыскании с ответчика в пользу истца Вахтель Ф.Ф. понесенные ею расходы на оплату услуг представителя. Однако заявленную сумму в 8000 руб. находит чрезмерно завышенной. С учетом характера заявленного спора, особенностей рассмотрения данной категории дел, проведенной представителем истца работы, суд считает разумным взыскать расходы на представителя в сумме 4000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Вахтель Ф.Ф. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить и выплачивать за счет средств федерального бюджета Вахтель Ф.Ф. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 705 рублей 39 копеек, с последующей индексацией в порядке, установленном действующим законодательством.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» в пользу Вахтель Ф.Ф. за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 18301 руб. 12 коп.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» за счет средств федерального бюджета в пользу Вахтель Ф.Ф. в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 27 апреля 2013 года.

Судья:

2-1174/2013 ~ М-1031/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вахтель Ф.Ф.
Ответчики
ГУ ТО "УСЗН Щёкинского района"
Другие
Департамент социального развития Тульской области
Суд
Щекинский районный суд
Судья
Чекулаева Е.Н.
22.03.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2013[И] Передача материалов судье
25.03.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2013[И] Подготовка дела (собеседование)
08.04.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2013[И] Судебное заседание
27.04.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2013[И] Дело оформлено
28.08.2013[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее