Дело № 2-1029/2018
УИД - 24RS0012-01-2018-001045-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2018 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи |
Мальченко А.А., |
при секретаре с участием помощника прокурора представителя ответчика |
Мальчонко Ю.С., Васильевой О.В., Сапинской А.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дивногорска в интересах Потылициной Татьяны Владимировны к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Дивногорский техникум лесных технологий» о взыскании недоначисленной заработной платы,
Установил:
Прокурор г. Дивногорска в интересах Потылициной Т.В. обратился в суд с иском к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Дивногорский техникум лесных технологий» о взыскании недоначисленной заработной платы, в котором просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с октября 2017 года по август 2018 года в размере 32 431 рубль 07 копеек.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по заявлению Потылициной Т.В. о нарушении её социальных прав в сфере трудовых отношений в части выполнения работодателем законодательства об оплате труда прокуратурой г. Дивногорска установлено, что Потылицина Т.В., в соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность в должности уборщика служебных помещений в Краевом государственном бюджетном профессиональном общеобразовательном учреждении «Дивногорский техникум лесных технологий».
Трудовым договором, дополнительным соглашением к нему, ей установлен оклад в размере 2600 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3612 рублей.
Из расчетных листов следует, что в период с октября 2017 года по август 2018 года Потылициной Т.В. начислялась заработная плата согласно отработанному времени. В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, начисление заработной платы Потылициной Т.В. должно было производиться следующим образом: МРОТ, установленный федеральным законом (с учетом фактически отработанного времени), + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, Потылициной Т.В. не начислена и не выплачена заработная плата: за октябрь 2017 года – 571 рубль 37 копеек; за ноябрь 2017 года – 1 888 рублей; за январь 2018 года – 4166 рублей 40 копеек; за февраль 2018 года – 4166 рублей 40 копеек, за март 2018 года – 4166 рублей 40 копеек, за май 2018 года – 6697 рублей 80 копеек; за июнь 2018 – 3387 рублей 03 копейки; за август 2018 года – 4076 рублей 90 копеек, а всего 32 431 рубль 07 копеек.
Прокурор Васильева О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Представитель ответчика Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Дивногорский техникум лесных технологий» Сапинская А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считает, что не имеется правовых оснований для удовлетворения иска.
Истец Потылицина Т.В., представитель третьего лица – Министерства лесного хозяйства Красноярского края, надлежащим образом уведомленные о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки суду не представили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37), минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с ДД.ММ.ГГГГ размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах <адрес> и <адрес>" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах <адрес> и <адрес>, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года в сумме 7800 рублей в месяц; с 1 января 2018 года – в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01 мая 2018 в размере – 11 163 рублей в месяц.
Как следует из материалов дела, Потылицина Т.В., в соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, с 17 ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность в должности уборщика служебных помещений.
Учитывая приведенные нормы материального права, размер заработной платы работника, суд пришел к выводу, что ответчиком неправильно применено начисление заработной платы истцу, поскольку, исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", заработная плата должна начисляться с 1 июля 2016 года в соответствии с МРОТ в сумме 7 500 рублей в месяц, с 01 июля 2017 года – в сумме 7 800 рублей в месяц; с 01 января 2018 – 9489 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с 1 мая 2018 года – 11163 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%.
С 01 февраля 2017 года истец должна была получать заработную плату в месяц в размере не менее 12000 рублей, с 01 июля 2017 года – не менее 12 480 рублей, с 01 января 2018 года – не менее 15 182 рублей 40 копеек, с 1 мая 2018 года – не менее 17860 рублей 80 копеек.
Вместе с тем, согласно расчетным листкам, истцу была начислена заработная плата в периоды: в октябре 2017 года – 11908 рублей 63 копейки, в ноябре 2017 года – 10592 рубля, в январе 2018 года – в размере 11016 рублей, в феврале 2018 года – в размере 11016 рублей, в марте 2018 года – в размере 11016 рублей, в мае 2018 года – в размере 11163 рубля, в июне 2018 года – в размере 11163 рубля, в августе 2018 года - в размере 4076 рублей 90 копеек.
С учетом изложенного, в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 32 431 рубль 07 копеек из расчета:
- за октябрь 2017 года в размере 571 рубль 37 копеек (7800 + 2340 рублей + 2340 рублей = 12480 рублей – 11908 рублей 63 копейки);
- за ноябрь 2017 года в размере 1888 рублей (7800 + 2340 рублей + 2340 рублей = 12480 рублей – 10 592 рубля);
- за январь 2018 года в размере 4166 рублей 40 копеек (9489 рублей + 2846 рублей 70 копеек + 2846 рублей 70 копеек = 15182 рубля 40 копеек – 11016 рублей);
- за февраль 2018 года в размере 4166 рублей 40 копеек (9489 рублей + 2846 рублей 70 копеек + 2846 рублей 70 копеек = 15182 рубля 40 копеек – 11016 рублей);
- за март 2018 года в размере 4166 рублей 40 копеек (9489 рублей + 2846 рублей 70 копеек + 2846 рублей 70 копеек = 15182 рубля 40 копеек – 11016 рублей);
- за май 2018 года в размере 6697 рублей 80 копеек (11163 рубля + 3348 рублей 90 копеек + 3348 рублей 90 копеек = 17860 рублей 80 копеек – 11163 рубля);
- за июнь 2018 года в размере 6697 рублей 80 копеек (11163 рубля + 3348 рублей 90 копеек + 3348 рублей 90 копеек = 17860 рублей 80 копеек – 11163 рубля);
- за август 2018 года в размере 4076 рублей 90 копеек (6794 рубля 86 копеек (с учетом отработанного времени 112 часов) + 2038 рублей 40 копеек + 2038 рублей 40 копеек = 10871 рубль 77 копеек – 6794 рубля 87 копеек).
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1172 рубля 93 копейки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление прокурора г. Дивногорска в интересах Потылициной Татьяны Владимировны к Краевому бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Дивногорский техникум лесных технологий» о взыскании недоначисленной заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с Краевого бюджетного профессионального образовательного учреждения «Дивногорский техникум лесных технологий» в пользу Потылициной Татьяны Владимировны недоначисленную заработную плату в размере 32 431 (тридцать две тысячи четыреста тридцать один) рубль 07 копеек.
Взыскать с Краевого бюджетного профессионального образовательного учреждения «Дивногорский техникум лесных технологий» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1172 (одна тысяча сто семьдесят два) рубля 93 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Мальченко А.А.
«Согласовано» ______________ судья Мальченко А.А.