Дело № 2а-Ч-81/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Красные Четаи
Ядринский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Михайлова Ю.И., при секретаре Окайкиной И.В.,
с участием представителя административного истца – и.о. прокурора Красночетайского района Чувашской Республики Николаева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красночетайского района Чувашской Республики к администрации Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия выразившееся в несоздании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и обязании создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красночетайского района Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к администрации Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившиеся в несоздании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и обязании создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Красночетайского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики (далее также - сельское поселение). В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в указанной сфере. В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Согласно статье 10 Закона Чувашской Республики от 4 марта 2016 года № 3 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на территории Чувашской Республики» полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. В соответствии с пунктом 18 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 19 части 1, частью 4 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») определено, что содержание территорий сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Как установлено пунктами 8.2.4 и 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64 (далее -СанПиН 2.1.2.2645-10), контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. В соответствии с реестром расположения контейнерных площадок на территории Красночетайского района Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Красночетайского района Чувашской Республики от 09 января 2019 года № 1, на территории Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики необходимо установить 19 контейнерных площадок, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов. В нарушение указанных требований закона места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения не созданы. Неисполнение администрацией сельского поселения установленных законом обязанностей по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания на территории этого сельского поселения. В связи с этим бездействие администрации сельского поселения является незаконным. В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. В связи с тем, что граждан, проживающих и пребывающих на территорию Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики, невозможно персонифицировать ввиду конституционного права граждан на свободу передвижения, пребывания и выбор места жительства, круг лиц, проживающих и пребывающих на территории сельского поселения, может изменяться, является неопределенным. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие администрации Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики, выразившееся в несоздании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; обязать администрацию Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать 19 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64.
В судебном заседании и.о. прокурора Красночетайского района Чувашской Республики Николаев В.А. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям, просил суд удовлетворить их.
Административный ответчик – глава Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики Лаврентьева Е.Ф., надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилась, ранее представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, возражений по заявленным требованиям не имеет.
Определением Ядринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ министерство сельского хозяйства Чувашской Республики привлечено в качестве заинтересованного лица.
Заинтересованное лицо - Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики представило заявление о рассмотрении заявления без участия их представителя. В заявлении указано, что в рамках реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на территории городских и сельских поселений, муниципальных районов Чувашской Республики предусматриваются мероприятия по созданию, обустройству объектов сбора (в том числе) твердых коммунальных отходов. Законом Чувашской Республики от 28 ноября 2018 года № 83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, па 2019 год по Минсельхозу Чувашии предусмотрено 209 776,5 тыс. рублей. В рамках проведенного конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования от Красночетайского района представлен проект «Устройство контейнерных площадок в д.Карк-Сирмы Испуханского сельского поселения Красночетайского района», предусматривающие создание 18 контейнерных площадок на общую сумму 726,9 тысяч рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета 581.5 тысяч рублей, местного бюджета 58,2 тысяч рублей, населения, юридических лиц, индивидуальных предприятий 87,2 тыс. рублей.». Распределение субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в том числе по Испуханскому сельскому поселению Красночетайского района утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.02.2019 № 49. Работы по обустройству указанных площадок накопления твердых коммунальных отходов в Испуханском сельском поселении Красночетайского района могут быть начаты после определения исполнителя работ на объекте и заключения муниципального контракта на выполнения работ.
С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд признает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального Закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, административное исковое заявление прокурора Красночетайского района Чувашской Республики подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Из содержания п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 19 части 1, части 4 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра").
В силу пунктов 8.2.4 и 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой Красночетайского района Чувашской Республики проверкой соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики выявлены нарушения в части создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
В соответствии с реестром расположения контейнерных площадок на территории Красночетайского района Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Красночетайского района Чувашской Республики от 09 января 2019 года № 1, на территории Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики необходимо установить 11 контейнерных площадок, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов.
Из ответа главы Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики следует, что контейнерными площадками и контейнерами для сбора отходов территория сельского поселения не оснащена. На июль месяц 2019 года запланировано обустройство контейнерных площадок на 18 местах по инициативному бюджетированию, для размещения координаты определены.
В силу ч.3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 КАС РФ, суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Признание требований прокурора Красночетайского района Чувашской Республики в данном случае не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и у суда нет оснований полагать, что такое признание административного иска нарушает охраняемые законом интересы других лиц.
При таких обстоятельствах суд принимает признание ответчиком административных исковых требований прокурора Красночетайского района Чувашской Республики.
Из совокупности представленных доказательств суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Красночетайского района Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поскольку бездействие административного ответчика приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
Суд считает необходимым с учетом требований разумности установить административному ответчику срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанности по создания 19 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» - 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Красночетайского района Чувашской Республики удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики, выразившееся в несоздании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
Обязать администрацию Испуханского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать 19 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением №64 Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года.
С мотивированным решением суда стороны могут ознакомиться в Ядринском районном суде Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ю.И. Михайлов