Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черногорск 11.08.2015
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Лемперт И.Н.,
при секретаре Поляковой Н.В.,
рассматривая гражданское дело по исковому заявлению Кондакова А.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия, Главному управлению МЧС России по ***, Администрации *** о признании принятия наследства, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - пожара, обязании включить в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и не подлежащих восстановлению, предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Черногорского городского суда от *** в указанный иск Кондакова А.В. к Администрации ***, Правительству Республики Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Главному управлению МЧС России по ***, с учетом определения Черногорского городского суда от *** об исправлении описки, в части обязания включения в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и не подлежащих восстановлению, предоставлении жилого помещения, оставлен без удовлетворения, в части установления факта принятия наследства Кондаковым А.В., за умершей *** К.Т.Н.., в виде жилого дома, расположенного по адресу: ***, оставлен без рассмотрения.
Определением Черногорского городского суда от *** указанное решение отменено по новым обстоятельством, определено рассмотреть дело по существу.
Кондаков А.В. обратился в суд с иском к Администрации ***, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия, Главному управлению МЧС России по *** просил: признать факт принятия наследства в виде жилого дома по адресу: ***, за умершей К.Т.Н.., признать его пострадавшим в результате последствий пожара, произошедшего в апреле 2015 на территории муниципального образования ***; обязать Администрацию *** включить в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и не подлежащих восстановлению; обязать Администрацию *** за счет средств федерального бюджета предоставить жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. согласно нормам предоставления, установленным п. 7 постановления Правительства Республики Хакасия *** от ***.
В уточненных исковых требованиях от *** Кондаков А.В. настаивает только на установлении факта принятия наследства за умершей *** К.Т.Н.. и включении в списки граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и не подлежащих восстановлению.
Исковые требования мотивированы тем, что на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей 12.04.2015, истец проживал в жилом доме, расположенном по адресу: ***, который числился на его матери К.Т.Н.., умершей ***. После смерти матери документы на дом на принятие наследства истец надлежащим образом не оформил, но фактически вступил в наследование, так как стал проживать в спорном доме после смерти К.Т.Н.. постоянно, нести бремя его содержания, и проживал до пожара 12.04.2015. В результате пожара дом полностью уничтожен. Спорный дом являлся единственным местом жительства истца.
Определением Черногорского городского суда от *** к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Республики Хакасия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Главное управление МЧС России по ***.
В судебном заседании истец Кондаков А.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям, дав пояснения аналогичные пояснениям в судебном заседании от ***.
Представитель Администрации *** Соломачев Э.Ю., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения требований.
Представители Правительства Республики Хакасия, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Главного управления МЧС России по ***, представитель третьего лица – Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, возражений на иск не направили.
Руководствуясь ч.ч. 3, 4, 5 ст. 167, ст. 263 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Определением Черногорского городского суда РХ от *** производство по делу в части исковых требований о признании Кондакова А.В. потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, прекращено.
Выслушав истца Кондакова А.В., представителя Администрации ***, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из копии паспорта истца, справки ОУФМС России по РХ *** от *** Кондаков А.В. зарегистрирован по адресу: ***Б, с *** по настоящее время.
Из выписки из ЕГРП *** от *** Кондакову А.В. на праве собственности принадлежит 1/4 доля в общей долевой собственности на дом и земельный участок по адресу: ***Б. *** жилого дома по адресу: ***Б, составляет 29,5 кв.м., соответственно 1/4 доля - 7,375 кв.м.
Исходя из технического паспорта жилого дома по *** в ***, год постройки ***, общая площадь 31,8 кв.м.
Согласно справке БТИ от *** указанный дом числился на имя К.Т.Н.., домовладение неплановое.
Из справки УТИ от ***, уведомления *** от *** право собственности на *** в *** не зарегистрировано.
К.Т.Н. умерла *** (свидетельство о смерти I-ПВ *** от ***). Наследственного дела после смерти К.Т.Н.Н. у нотариуса не зарегистрировано (справка *** от ***).
Из показаний свидетелей С.Н.К. З.Т.А. допрошенных в судебном заседании ***, следует, что Кондаков А.В. постоянно поселился в *** в *** сразу же после смерти К.Т.Н.., и проживал до *** - до того момента, когда дом сгорел в пожаре. Кондаков А.В. делал ремонт в доме, садил огород, проводил водопровод.
Из представленного лицевого счета абонента следует, что Кондаков А.В. нес расходы по водоснабжению по адресу расположения спорного дома, после октября ***
Решением Черногорского городского суда от ***, вступившим в законную силу ***, Кондаков А.В. признан постоянно проживавшим по адресу: ***.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Согласно ч. 3 ст. 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
В силу ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Кроме того, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц, причитавшиеся наследодателю денежные средства. Согласно п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
В соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд соответствующие доказательства закон возлагает на стороны и лиц, участвующих в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении данного дела, является факт совершения истцом действий, свидетельствующих о фактическом принятии им наследства после смерти его матери К.Т.Н.. в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Суд, оценив представленные стороной истца доказательства, в том числе показания свидетелей, приходит к выводу о том, что Кондаков А.В. фактически вступил во владение наследственным имуществом после смерти его матери К.Т.Н. в связи с чем, требования истца об установлении факта принятия наследства Кондаковым А.В., за умершей *** К.Т.Н.. в виде жилого дома, расположенного по адресу: ***, подлежат удовлетворению.
*** истец обратился в Администрацию *** с заявлением о включении его в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.
Решением Администрации *** от *** в удовлетворении заявления истца отказано в связи с тем, что заявителями не представлены документы, подтверждающие постоянное проживание и регистрацию Кондакова А.В. в пострадавшем от пожара жилом помещении.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от *** № 24-ПП на территории Республики Хакасия с *** был введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации *** от *** № ***-п на территории *** с 13-00 час. *** введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно акту обследования объекта от *** жилой дом по адресу: ***, сгорел полностью.
Домовладение, расположенное по указанному адресу, находилось в границах зоны чрезвычайной ситуации, о чем следует из приложения *** к постановлению Главы *** от *** № ***п «Об утверждении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования ***, возникшей в результате пожара, произошедшего ***».
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
Статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что принятие решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Решением Черногорского городского суда от ***, вступившего в законную силу ***, Кондаков А.В. признан пострадавшей при пожаре 12.04.2015.
Согласно подпункта «а» п. 4 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 № 429 (в ред. постановления Правительства РФ № 709 от 16.07.2015) (далее – Правила) трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятии по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайно ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке... которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и... имеют другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 50 Жилищного кодекса РФ закреплено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
При этом п. 2 указанной статьи установлено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета депутатов *** *** от *** (в ред. решения *** от ***) «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена 16 кв. м. на одного человека.
Постановлением Правительства Республики Хакасия *** от *** «Об осуществлении мероприятий по ликвидации последствий пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» утвержден «Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» (далее – Порядок), в соответствии с п. 3 которого предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.
В соответствии с подп. «а» п. 8 Порядка для получения предусмотренных настоящим Порядком мер поддержки гражданин до *** подает в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту нахождения утраченного или поврежденного жилого помещения (далее - муниципальное образование) письменное заявление о предоставлении меры поддержки в виде предоставления жилого помещения либо строительства жилого дома взамен утраченного по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, к заявлению прилагаются документы, указанные в подп. «а»-«е» п. 10 Порядка, в том числе копии правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение.
Муниципальное образование в течение двух рабочих дней со дня поступления сведений из органов, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, рассматривает поступившие заявления и принимает решение о включении (отказе во включении) в списки граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, формируемые в соответствии с требованиями пункта 22 настоящего Порядка (пункт 17 Порядка).
Согласно п. 22 Порядка муниципальное образование на основании принятых решений о включении в списки в течение двух рабочих дней формирует список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Кондаков А.В. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 29,5 кв.м., и земельного участка, расположенном по адресу: ***Б, что истцом не оспаривается и подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
Наличие в собственности Кондакова А.В., иного жилого помещения, пригодного для проживания, кроме дома по адресу: ***Б, общей площадью 29,5 кв.м., в котором на долю истца приходится 7,35 кв.м., судом не установлено, доказательств обратного суду не представлено.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что гражданин Российской Федерации Кондаков А.В., постоянно проживавший в наследованном им жилом доме, за умершей матерью К.Т.Н. оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, сгоревшего в результате пожара 12.04.2015, нуждается в оказании мер социальной поддержки в связи с утратой принадлежащего Кондакову А.В. жилого помещения.
Таким образом, исковые требования Кондакова А.В. о возложении на Администрацию *** обязанности включить его в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку имеющееся у истца ФИО2 жилое помещение полностью утрачено в результате чрезвычайной ситуации, а имеющиеся в наличие жилое помещение по площади менее учетной нормы на одного человека, то суд полагает возможным в соответствии со ст.ст. 204, 212 ГПК РФ обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Установить имеющий юридическое значение факт принятия Кондаковым А.В. наследства, открывшегося *** со смертью К.Т.Н., в виде жилого дома, расположенного по адресу: ***.
Обязать Администрацию *** включить Кондакова А.В. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара.
Обратить настоящее решение в соответствии со статьями 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.Н. Лемперт
Мотивированное решение изготовлено 11.08.2015.
Судья И.Н. Лемперт