Дело № 2-408/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2015 года, г. Пермь,
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Заниной М.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г. Перми - Колотовой Л.А., на основании поручения, служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Губахи в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Ростелеком», об ограничении доступа к информации,
У с т а н о в и л:
Прокурор г. Губахи обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ростелеком» об ограничении доступа к информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей абонентам к Интернет-адресам, без указания срока ограничения.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что ОАО «Ростелеком» является организацией, которая оказывает телематические услуги связи, осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет, в том числе на территории г. Губахи. В ходе проверки исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», прокуратурой выявлены сайты: <***>, на которых размещена информация о незаконных способах уклонения от воинской обязанности путем покупки военного билета. На основании норм федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст.2, 9, п.6 ст.10, 15, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.12 ГК РФ доступ к информации указанных сайтов должен быть ограничен. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересах РФ. На основании изложенного, просит обязать ОАО «Ростелеком» ограничить передачу информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей абонентам к выше указанным Интернет-адресам.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила заявленные требования удовлетворить, т.к. ОАО «Ростелеком» осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет, в том числе население г. Губахи. В ходе обращения к указанным выше сайтам, произведенного 15.01.2015 г., установлено, что данные сайты не заблокированы и на них размещена информация о незаконных способах уклонения от воинской обязанности путем покупки военного билета, при этом, были установлены Ip-адреса данных сайтов: <***>. Против постановления по делу заочного решения не возражала.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела /л.д.52-54/, в судебное заседание своего представителя не направил, каких-либо ходатайств не заявлял.
При таких обстоятельствах, с учётом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п.4 ст. 2; ч.5 ст. 15; ч.1 ст. 9; ч.6 ст. 10 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п.4 ст. 2).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15).
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст. 9).
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч.6 ст. 10).
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
В силу ст. 23; ст. 10; ст. 31 федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности (ст. 23).
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет (ст. 10).
Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (ст. 31).
Статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. Статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.
Статьей 17 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность за нарушение данного закона.
Как установлено в судебном заседании, по результатам проверки исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведенной прокуратурой г. Губахи в сети Интернет, доступ к которой предоставлен ответчиком, выявлены сайты: <***>, на которых размещена информация о незаконных способах уклонения от воинской обязанности путем покупки военного билета /л.д.27-47/.
Доступ сети Интернет к указанным сайтам предоставляется ответчиком ОАО «Ростелеком».
Из акта исследования предметов и документов от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.7-8/, составленного помощником прокурор г. Губахи ФИО следует, что на сайтах, доступ к которым представлен ответчиком, абонентам предлагается за денежное вознаграждение получить военный билет, минуя прохождение военной службы в вооруженных силах Российской Федерации. Вход на сайты свободный, для входа не требуется специальных познаний.
Указанные обстоятельства подтверждаются также скриншотом Интернет-страниц, предоставленным истцом /л.д.27-47/.
Из представленного прокурором Акта исследования от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.56/ следует, что вышеуказанные интернет ресурсы имеют Ip-адреса: <***>, соответствующие сведения на данных сайтах, имеются.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что посредством указанных Интернет-ресурсов осуществляется распространение информации о незаконных способах уклонения от воинской обязанности путем покупки военного билета, что не исключает ответственности ответчика за неисполнение требований об ограничении распространения такой информации, как это предусмотрено федеральными законами.
Доказательств, опровергающих факт размещения такой информации на вышеуказанных Интернет-сайтах ответчиком не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Ответчик не отрицает факт предоставления свободного доступа юридическим и физическим лицам к Интерент-ресурсам, а, следовательно, к указанном сайтам.
ОАО «Ростелеком», при помощи каких-либо бесспорных доказательств, также не опровергнуто, что организации, осуществляющие деятельность по оказанию телематических услуг, имеют техническую возможность ограничить доступ к указанным материалам.
Предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц, чем нарушает права неопределенного круга лиц – пользователей телематических услуг связи. Имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к Интернет-сайту.
Ограничение доступа возможно путем фильтрации трафика и полного блокирования доступа к IP-адресу Интернет-сайтов на пограничных маршрутизаторах.
При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании ответчика ограничить передачу информации посредствам использования информационно-телекоммуникационных сетей абонентам к указанным Интернет-адресам подлежат удовлетворению, поскольку, доступ к сайтам, где размещена информация о незаконных способах уклонения от воинской обязанности и военной службы, в том числе путем покупки военного билета, а также обеспечивающих доступ к таким сайтам, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт в целях охраны здоровья граждан, защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
При этом настоящим решением суда права третьих лиц затронуты быть не могут, поскольку услуги по предоставлению военного билета гражданам, подлежащим призыву на военную службу, за вознаграждение, как это представлено в рамках настоящего дела, противоречит законодательству Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Прокурора города Губахи в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Ростелеком» удовлетворить.
Возложить обязанность на открытое акционерное общество «Ростелеком» ограничить абонентам передачу информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей поИнтернет-адресам: <***>, путем добавления на пограничных маршрутизаторах правил фильтрации IP-адреса указанных сайтов, без указания сроков ограничения.
Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд г. Перми в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Копылов-Прилипко Д.А.