Решение по делу № 2-112/2016 ~ М-58/2016 от 21.01.2016

Дело № 2-112/2016 года        

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Кокаревой Н.А.

при секретаре Богомоловой Т.М.,

с участием истца Лезиной Е.В.,

представителя ответчика администрации МО «Городское поселение-<адрес>» Тучиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

10 марта 2016 года

гражданское дело по иску Лезиной Е. В. к администрации муниципального образования «Городское поселение-<адрес>» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

    

Лезина Е.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Городское поселение-<адрес>» (далее по тексту администрация МО «Городское поселение – <адрес>») о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Требования мотивирует тем, что она по договору социального найма с совершеннолетней дочерью ФИО занимает однокомнатную квартиру площадью 42,4 кв.м. по адресу: <адрес> 1983 года состоит на общей очереди для улучшения жилищных условий.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. В соответствии с постановлением администрации МО «Городское поселение-<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ дом включен в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение-<адрес>» на 2013-2015 годы».

Постановлением администрации МО «Городское поселение – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом исключен из Адресной программы.

Согласно техническому обследованию, выполненному в 2012 году по заданию администрации МО «Городское поселение – <адрес>» ЗАО «***» проведение капитального ремонта жилого <адрес> экономически не целесообразно и он подлежит сносу.

Просила суд обязать администрацию предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное площади занимаемому истцом жилому помещению не менее 42,4 кв.м. и соответствующее нормам жилищного законодательства.

В судебном заседании истец Лезина Е.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации МО «Городское поселение-<адрес>», действующая на основании доверенности Тучина Е.М., иск не признала, поддержав доводы изложенные в письменных возражениях и пояснив в судебном заседании, что в 1983 году Лезина Е.В. поставлена на жилищный учёт, как нуждающаяся в жилом помещении. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Лезина Е.В. стоит на общей очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях под номером 22. В 2011 году <адрес>, в котором проживает истец, признан непригодным для проживания и подлежащим реконструкции, дом включен в Адресную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение-<адрес>» на 2013-2015 годы. Решением Осташковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом признан долевой собственностью и определены доли в праве собственности на дом за ФИО-1 в размере 8/100, ФИО-2 8/100, ФИО-3 в размере 7/100, администрацией МО «Городское поселение-<адрес>» по <адрес> размере 13/100, по <адрес> размере 15/100. ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Городское поселение – <адрес>» обратилась с заявкой в Министерство строительства <адрес> на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ. Министерством строительства внесены поправки в перечень многоквартирных домов в отношении которых предоставлена финансовая поддержка на переселение граждан, в результате которых <адрес> был исключен. В связи с чем, администрацией было принято решение об исключении данного дома из адресной программы. Не отрицала, что жилой дом непригоден для проживания, подлежит сносу, так как проведение реконструкции экономически не целесообразно. Свободного жилого помещения для предоставления семьи Лезиной Е.В. в настоящее время нет.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО о времени и месте рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, о чем представила письменное заявление, в котором исковые требования Лезиной Е.В. поддержала (том 2 л.д.55, 67).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статьей 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям, которые возникли после его введения, то есть после ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи подлежат применению положения жилищного законодательства, действовавшего как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после указанной даты.

Согласно положениям ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных части 2 данной статьи случаев.

В силу п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Решением исполкома Осташковского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Лезина Е.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на общую очередь.

На момент разрешения спора истица состоит на жилищном учете в администрации МО «Городское поселение-<адрес>» под номером 22 (том 2 л.д.103).

Материалами дела установлено, что истец проживает в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес> площадью 42,4 кв.м., с числом комнат – 1. Указанное жилое помещение предоставлено Лезиной Е.В. по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.10, том 2 л.д.45-49, 52).

Согласно техническому паспорту составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> представляет собой кирпичный жилой дом до 1917 года постройки, общей площадью 326,9 кв.м.. в том числе жилой 197,8 кв.м., включает в себя шесть квартир, износ дома составляет 69% износа (том 2 л.д.146-163).

Актом обследования межведомственной комиссией администрации МО «Городское поселение-<адрес>» многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) подтверждено, что год постройки дома - до 1917 года, физический износ дома на ДД.ММ.ГГГГ – 70%. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным, в связи с большим физическим износом в процессе длительной эксплуатации и подлежащим реконструкции (том 2 л.д.7-8, 9-10).

Указанное заключение дано в пределах полномочий комиссии, созданной на территории муниципального образования МО «Городское поселение-<адрес>» в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , с соблюдением процедуры предусмотренной Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийного и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно техническому обследованию, выполненному в 2012 году по заданию администрации МО «Городское поселение – <адрес>» ЗАО «***», при проведении обследования выявлено повсеместное увлажнение, крошение и сколы фундамента, переувлажнение кладки стен, вертикальные и горизонтальные трещины осадочного характера с шириной раскрытия до 2-5 мм., чернота на наружных поверхностях стен, сверхнормативное отклонение по вертикали стен, превышающее предельно-допустимые параметры, выпучивание трещины, зазоры в местах сопряжения перегородок со смежными конструкциями; сверхнормативный прогиб, разрушение конструкции перекрытия, состояние перекрытия предаварийное, возможно внезапное обрушение; гниль и ослабление стропильной системы, протечки, сколы, увлажнение; гниль, прогибы участка крыши, неисправность системы печного отопления. Установлена степень повреждения здания от средней до сильной, категория технического состояния от ограниченно-работоспособной до аварийной, а также сделан вывод о том, что проведение капитального ремонта жилого <адрес> экономически не целесообразно и указанный жилой дом подлежит сносу (т.1 л.д.16-34).

Постановлением администрации МО «Городское поселение-<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в целях участия в реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и получения финансовой поддержки на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов в МО «Городское поселение – <адрес>» утверждена Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение-<адрес>» на 2013-2015 годы. В адресный перечень многоквартирных домов, включенных в указанные программы также включен и <адрес>, что подтверждено и перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение-<адрес>» (том 2 л.д.11,12,22).

Решением Осташковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан долевой собственностью и определены доли в праве собственности на дом за ФИО-1 в размере 8/100, ФИО-2 8/100, ФИО-3 в размере 7/100, администрацией МО «Городское поселение-<адрес>» по <адрес> размере 13/100, по <адрес> размере 15/100 (том 2 л.д.45-49).

Постановлением администрации МО «Городское поселение – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> исключен из Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение – <адрес>» на 2013-2017 годы (том 1 л.д.38-39, том 2 л.д.43-44).

Таким образом, судом установлено, что жилой дом, в котором проживают по договору социального найма Лезина Е.В. и член её семьи ФИО, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным, не пригоден для проживания. По данным результатов технического обследования на основании процента физического износа здания в соответствии с «Положением о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий» ВСН 58-88(р) Госкомархитектуры, а также учитывая трудоемкость работ по осушению стен, проведение капитального ремонта жилого дома экономически не целесообразно, дом подлежит сносу. Техническое состояние жилого дома создает угрозу жизни и здоровью.

В соответствии со ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Поскольку истица состояла до ДД.ММ.ГГГГ (введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации) на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, и продолжает состоять на жилищном учете, требования части 2 ст.49 Жилищного кодекса РФ применению при разрешению настоящего дела не подлежат.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Вместе с тем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Соответствующая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года".

Суд считает доказанным материалами дела факт нахождения жилого помещения истца в состоянии, которое создает угрозу жизни и здоровью. Данный факт ответчиком не опровергнут.

Как следует из заключения межведомственной комиссии от от ДД.ММ.ГГГГ, технического обследования, выполненного по заданию администрации МО «Городское поселение-<адрес>» в 2012 году ЗАО «***», имеющим допуск к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (л.д.14, 16-34), фундаменты, стены, кровля и перекрытия дома имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформации, что свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. О наличии угрозы обрушения крыши, перекрытий прямо указано в техническом обследовании жилого дома, выполненного в 2012 году, после которого ремонт жилого дома не производился, поэтому угроза внезапного обрушения сохраняется.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что помещение, в котором проживает истец и член ее семьи, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния. Поэтому предоставление иного жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от установленного срока расселения дома.

В силу ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Отселение истца в данном случае должно быть произведено не в порядке очередности, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, а в порядке ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по площади, ранее занимаемой.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 18 Конституции Российской Федерации).

По смыслу статей 17 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им положений Всеобщей декларации прав человека (статья 8), Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 2 и подпункт «а» пункта 3 статьи 2) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6), государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной.

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент- жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11).

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища, в том числе из муниципального жилищного фонда малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что у истца возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом обязанность по предоставлению такого жилого помещения в случаях отселения из жилого дома признанного не пригодным (аварийным) для постоянного проживания, законодатель возлагает на наймодателя, каковым в силу закона является администрация муниципального образования «Городское поселение - <адрес>».

Пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Судом из анализа положений приведенных выше норм действующего законодательства установлено, что обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма законодателем возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

На основании изложенного суд считает необходимым признать за истцом право на внеочередное предоставление его семье жилого помещения по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению - не менее 42,4 кв.м., с возложением такой обязанности на администрацию МО «Городское поселение – <адрес>».

Оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Тверской области, Министерства финансов Тверской области не имеется, так как полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в Городском поселении-<адрес> и нуждающихся в улучшении жилищных условий, Министерство строительства Тверской области, Министерство финансов Тверской области не обладают, принятое по делу решение на права и обязанности указанных лиц не влияет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Лезиной Е. В. к администрации муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Городское поселение-<адрес>» предоставить Лезиной Е. В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению - не менее 42,4 кв.м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья              Кокарева Н.А.

2-112/2016 ~ М-58/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лезина Елена Владимировна
Ответчики
администрация МО "Городское поселение-г.Осташков"
Другие
Лезина екатерина Анатольевна
Суд
Осташковский городской суд
Судья
Кокарева Наталья Анатольевна
21.01.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2016[И] Передача материалов судье
25.01.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2016[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.02.2016[И] Предварительное судебное заседание
25.02.2016[И] Судебное заседание
11.03.2016[И] Судебное заседание
15.03.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2016[И] Дело оформлено
25.04.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее