Решение по делу № 2а-365/2017 ~ М-330/2017 от 29.08.2017

                                                                                                      

                                                                                                      Дело № 2а-365/2-2017

                                  

                                                      Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Гордеевка                                                                               14 сентября 2017 года

       

Красногорский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Шаповаловой В.К.,

при секретаре Егоровой О.П.,

с участием административного истца - прокурора Гордеевского района Брянской области Винникова С.В.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Гордеевского района Брянской области к администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

                                                  У С Т А Н О В И Л:

       Административный истец - прокурор Гордеевского района Брянской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проведения прокуратурой Гордеевского района проверки установлено, что на территории <адрес> находится гражданское кладбище. Вопреки требованиям пунктов 3,22 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» администрацией Творишинского сельского поселения не принимаются меры по надлежащему содержанию гражданского кладбища. В настоящее время указанный объект недвижимости не имеет собственника, на учете в ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» не значится, и в соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Отсутствие прав на гражданское кладбище создает не только сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает препятствия в осуществлении прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению данным объектом недвижимости. Отсутствие правообладателя у данного объекта может привести к ненадлежащей эксплуатации кладбища, что нарушит права и законные интересы жителей, имеющих места захоронений на указанном гражданском кладбище. В связи с тем, что установление прав на гражданское кладбище как объекта недвижимости в силу закона возложена на орган местного самоуправления, обязанность по выполнению указанных действий в отношении гражданского кладбища должна быть возложена на администрацию Творишинского сельского поселения. В связи с изложенным прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет объекта недвижимого имущества - земельного участка, на котором находится гражданское кладбище, расположенное в <адрес>, и обязать администрацию Творишинского сельского поселения в течение 6 месяцев принять меры по постановке недвижимого имущества - земельного участка, на котором находится гражданское кладбище, расположенное в <адрес>, на учет в орган федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

         В ходе рассмотрения дела прокурор Гордеевского района уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации Творишинского сельского поселения, выразившееся в не постановке на кадастровый учет и не регистрации права собственности на земельный участок в <адрес> с расположенным на нем гражданским кладбищем размером 0,3 га, инв. , и обязать администрацию Творишинского сельского поселения в органе регистрации прав поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок с расположенным на нем гражданским кладбищем размером 0,3 га, инв. .

         Представитель административного ответчика - администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении уточненных исковых требованиях прокурора не возражают.

Представитель заинтересованного лица - администрации <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, вынесение решения по уточненным исковым требованиям прокурора оставил на усмотрение суда.

        В соответствии со ст. 151 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

        В судебном заседании прокурор Гордеевского района Винников С.В. уточненные исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям и дополнительно пояснил, что право собственности на объект недвижимого имущества - гражданское кладбище в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не зарегистрировано. Отсутствие собственника, который отвечал бы за содержание кладбища, может повлечь нарушения в области санитарной и экологической безопасности, поэтому просит возложить на администрацию Творишинского сельского поселения обязанность поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>, с расположенным на нем гражданским кладбищем размером 0,3 га, инв. . Просит установить срок для исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

        Выслушав доводы прокурора Гордеевского района Брянской области Винникова С.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

         В силу пп.22 п.1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

         Статьей 1 Закона Брянской области от 27.11.2014 года №80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» вопрос организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенный к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесен к вопросам местного значения сельских поселений.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учётом их волеизъявления или по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает, что местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из части 4 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

         В судебном заседании установлено, что на территории <адрес> расположено гражданское кладбище площадью 0,3 га, которое внесено в реестр муниципальной собственности.

       На основании Закона Брянской области от 22.01.2007 г. № 8-З «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями «Мирнинское городское поселение», «Глинновское       сельское поселение»,      «Гордеевское сельское поселение»,      «Петровобудское сельское поселение»,     «Рудневоробьевское сельское поселение»,       «Творишинское сельское поселение», «Уношевское сельское поселение» и муниципальным образованием «Гордеевский муниципальный район» администрацией Гордеевского района в собственность Творишинского сельского поселения передано гражданское кладбище площадью 0,3 га, инв. , находящееся на земельном участке в районе населенного пункта - <адрес>.

       При этом правоустанавливающие документы и кадастровый план на земельный участок, занятый кладбищем, отсутствуют.

      Указанный объект передан по перечню согласно Приложению указанного закона, что для реалий настоящего дня недостаточно, поскольку режим земель, занятых кладбищами, которые находятся на землях поселений и которые включаются в состав зон специального назначения, определен в Федеральном законе от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

         Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел умерших, стенами скорби урн с прахом умерших, крематориями для предания тел умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Таким образом, погребение умерших осуществляется на специально отведенном для этих целей земельном участке. Наличие (отведение) земельного участка является обязательным условием гарантии реализации волеизъявления умершего о погребении.

Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка.

При этом учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который возложена в силу закона обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение.

Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его как объект с особым режимом использования.

        Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (в ред. от 29.07.2017г.) «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).         

      Установленные границы, согласно ст.11.1 ЗК РФ, есть обязательный признак земельного участка, позволяющий определить его как объект права.

       В силу пунктов 2,3,9 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносится кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, его площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.

       На основании п. 3 и п. 21 части 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, адрес объекта недвижимости (при его наличии).

      Следовательно, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого кладбищем, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.

       В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (в ред. от 29.07.2017г.) «О государственной регистрации недвижимости» право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

       Частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта обязан принять направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном Законом.

        В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области никаких мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в <адрес>, не предпринималось, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.

       Отсутствие в установленном законом порядке государственной регистрации прав на земельный участок, на котором расположено гражданское кладбище, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию права собственности администрации Творишинского сельского поселения на территорию данного кладбища и нарушению прав жителей поселения на организацию и благоустройство территории данного кладбища.

Указанные в административном заявлении доводы нашли свое полное подтверждение в судебном заседании и являются обоснованными.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

         Учитывая то, что административному ответчику для исполнения настоящего решения необходимо оформить документы для постановки земельного участка на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на него, суд считает необходимым возложить на администрацию Творишинского сельского поселения обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельный участок, занятый под общественным кладбищем площадью 0,3 га, расположенный в <адрес>.

Суд считает, что указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

                                                      

                                                    Р Е Ш И Л:

       Административное исковое заявление прокурора Гордеевского района к администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

      Признать незаконным бездействие администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и не регистрации права собственности объекта недвижимого имущества - земельного участка, расположенного в п. Ипуть Гордеевского района Брянской области, на котором находится гражданское кладбище площадью 0,3 га, инв. .

       Обязать администрацию Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Брянской области объекта недвижимости - земельного участка, расположенного в <адрес>, занятого под гражданским кладбищем площадью 0,3 га, инв. .

      Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красногорский районный суд.

              Судья                                                                            В.К. Шаповалова

2а-365/2017 ~ М-330/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Гордеевского района
Ответчики
Творишинская сельская администрация
Суд
Красногорский районный суд
Судья
Шаповалова Вера Константиновна
29.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
30.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
14.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2017[Адм.] Судебное заседание
14.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее