Дело № 2а-365/2-2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Гордеевка 14 сентября 2017 года
Красногорский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Шаповаловой В.К.,
при секретаре Егоровой О.П.,
с участием административного истца - прокурора Гордеевского района Брянской области Винникова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Гордеевского района Брянской области к администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - прокурор Гордеевского района Брянской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проведения прокуратурой Гордеевского района проверки установлено, что на территории <адрес> находится гражданское кладбище. Вопреки требованиям пунктов 3,22 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» администрацией Творишинского сельского поселения не принимаются меры по надлежащему содержанию гражданского кладбища. В настоящее время указанный объект недвижимости не имеет собственника, на учете в ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» не значится, и в соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Отсутствие прав на гражданское кладбище создает не только сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает препятствия в осуществлении прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению данным объектом недвижимости. Отсутствие правообладателя у данного объекта может привести к ненадлежащей эксплуатации кладбища, что нарушит права и законные интересы жителей, имеющих места захоронений на указанном гражданском кладбище. В связи с тем, что установление прав на гражданское кладбище как объекта недвижимости в силу закона возложена на орган местного самоуправления, обязанность по выполнению указанных действий в отношении гражданского кладбища должна быть возложена на администрацию Творишинского сельского поселения. В связи с изложенным прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет объекта недвижимого имущества - земельного участка, на котором находится гражданское кладбище, расположенное в <адрес>, и обязать администрацию Творишинского сельского поселения в течение 6 месяцев принять меры по постановке недвижимого имущества - земельного участка, на котором находится гражданское кладбище, расположенное в <адрес>, на учет в орган федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В ходе рассмотрения дела прокурор Гордеевского района уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации Творишинского сельского поселения, выразившееся в не постановке на кадастровый учет и не регистрации права собственности на земельный участок в <адрес> с расположенным на нем гражданским кладбищем размером 0,3 га, инв. №, и обязать администрацию Творишинского сельского поселения в органе регистрации прав поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок с расположенным на нем гражданским кладбищем размером 0,3 га, инв. №.
Представитель административного ответчика - администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении уточненных исковых требованиях прокурора не возражают.
Представитель заинтересованного лица - администрации <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, вынесение решения по уточненным исковым требованиям прокурора оставил на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 151 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица.
В судебном заседании прокурор Гордеевского района Винников С.В. уточненные исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям и дополнительно пояснил, что право собственности на объект недвижимого имущества - гражданское кладбище в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не зарегистрировано. Отсутствие собственника, который отвечал бы за содержание кладбища, может повлечь нарушения в области санитарной и экологической безопасности, поэтому просит возложить на администрацию Творишинского сельского поселения обязанность поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>, с расположенным на нем гражданским кладбищем размером 0,3 га, инв. №. Просит установить срок для исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Выслушав доводы прокурора Гордеевского района Брянской области Винникова С.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пп.22 п.1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 1 Закона Брянской области от 27.11.2014 года №80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» вопрос организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенный к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесен к вопросам местного значения сельских поселений.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учётом их волеизъявления или по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает, что местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из части 4 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на территории <адрес> расположено гражданское кладбище площадью 0,3 га, которое внесено в реестр муниципальной собственности.
На основании Закона Брянской области от 22.01.2007 г. № 8-З «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями «Мирнинское городское поселение», «Глинновское сельское поселение», «Гордеевское сельское поселение», «Петровобудское сельское поселение», «Рудневоробьевское сельское поселение», «Творишинское сельское поселение», «Уношевское сельское поселение» и муниципальным образованием «Гордеевский муниципальный район» администрацией Гордеевского района в собственность Творишинского сельского поселения передано гражданское кладбище площадью 0,3 га, инв. №, находящееся на земельном участке в районе населенного пункта - <адрес>.
При этом правоустанавливающие документы и кадастровый план на земельный участок, занятый кладбищем, отсутствуют.
Указанный объект передан по перечню согласно Приложению № указанного закона, что для реалий настоящего дня недостаточно, поскольку режим земель, занятых кладбищами, которые находятся на землях поселений и которые включаются в состав зон специального назначения, определен в Федеральном законе от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел умерших, стенами скорби урн с прахом умерших, крематориями для предания тел умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Таким образом, погребение умерших осуществляется на специально отведенном для этих целей земельном участке. Наличие (отведение) земельного участка является обязательным условием гарантии реализации волеизъявления умершего о погребении.
Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка.
При этом учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который возложена в силу закона обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение.
Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его как объект с особым режимом использования.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (в ред. от 29.07.2017г.) «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).
Установленные границы, согласно ст.11.1 ЗК РФ, есть обязательный признак земельного участка, позволяющий определить его как объект права.
В силу пунктов 2,3,9 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносится кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, его площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
На основании п. 3 и п. 21 части 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, адрес объекта недвижимости (при его наличии).
Следовательно, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого кладбищем, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (в ред. от 29.07.2017г.) «О государственной регистрации недвижимости» право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта обязан принять направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном Законом.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области никаких мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в <адрес>, не предпринималось, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Отсутствие в установленном законом порядке государственной регистрации прав на земельный участок, на котором расположено гражданское кладбище, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию права собственности администрации Творишинского сельского поселения на территорию данного кладбища и нарушению прав жителей поселения на организацию и благоустройство территории данного кладбища.
Указанные в административном заявлении доводы нашли свое полное подтверждение в судебном заседании и являются обоснованными.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая то, что административному ответчику для исполнения настоящего решения необходимо оформить документы для постановки земельного участка на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на него, суд считает необходимым возложить на администрацию Творишинского сельского поселения обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельный участок, занятый под общественным кладбищем площадью 0,3 га, расположенный в <адрес>.
Суд считает, что указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Гордеевского района к администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и не регистрации права собственности объекта недвижимого имущества - земельного участка, расположенного в п. Ипуть Гордеевского района Брянской области, на котором находится гражданское кладбище площадью 0,3 га, инв. №.
Обязать администрацию Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Брянской области объекта недвижимости - земельного участка, расположенного в <адрес>, занятого под гражданским кладбищем площадью 0,3 га, инв. №.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красногорский районный суд.
Судья В.К. Шаповалова