Дело 2-1705/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2011 года г.Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Шкаруба Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «49 квартирно-эксплуатационная часть района (восковая часть 62679), Департаменту жилищного обеспечения министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия командования войсковой части 62679 и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению пригодного для проживания жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, признании с учетом проживающих вместе с истцом членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий (предоставлении жилого помещения), признании права на получение в избранном в качестве постоянного места жительства в собственность отдельного благоустроенного жилого помещения, обязании войсковой части 62679 и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предоставить в собственность жилого помещения
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО2 обратился в суд к ответчикам с иском о признании незаконным бездействия командования войсковой части 62679 и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению пригодного для проживания жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, признании с учетом проживающих вместе с истцом членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий (предоставлении жилого помещения), признании права на получение в избранном в качестве постоянного места жительства в собственность отдельного благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 90 кв.м., отвечающего установленным нормам и требованиям, обязании войсковой части 62679 и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предоставить в собственность за счет средств бюджета Российской Федерации в избранном в качестве постоянного места жительства отдельного благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 90 кв.м., отвечающее установленным нормам и требованиям. Свои требования мотивировал тем, что проходил военную службу по контракту в рядах Российской Армии с ДД.ММ.ГГГГ, уволен с военной службы в звании подполковника в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, на день увольнения имел 26 лет выслуги. Последним местом службы являлась войсковая часть 03473 (Канск-15). После увольнения с военной службы он со своей семьей из пяти человек продолжает проживать в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 58,61 кв.м., которая была предоставлена ему в качестве служебного жилья ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ данная квартира является муниципальной собственностью г.Канска.
ДД.ММ.ГГГГ он подал рапорт командиру войсковой части 03473 с просьбой о выделении для постоянного проживания жилого помещения в любом населенном пункте Московской области или в г. Красноярске. Решением жилищной комиссии войсковой части 03473 от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и включен в список на получение государственного жилищного сертификата и в список очередников на отселение из закрытого военного городка.
Решением жилищной комиссии в/ч 93791 от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список граждан, уволенных с военной службы, подлежащих отселению из закрытого военного городка.
Решением жилищной комиссии в/ч 62679 от ДД.ММ.ГГГГ ему была выделена на условиях социального найма четырехкомнатная квартира, общей площадью 78,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. От вселения в данную квартиру он отказался, поскольку квартира не была пригодна для проживания: требовался капитальный ремонт, на момент предоставления в ней проживали посторонние люди. Поскольку до настоящего времени он и его семья не обеспечены жильем, бездействием в/ч 62679 нарушены его жилищные права. Просит удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании истец ФИО2, его представитель ФИО10, представитель ФИО11 исковые требования уточнили, просили признать с учетом проживающих вместе с истцом членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий (предоставлении жилого помещения) не менее 90 кв.м. в избранном постоянном месте жительства (Московская область, либо г.Красноярск), обязать ФГКЭУ «49 КЭЧ района (восковая часть 62679) направить в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ сведения о ФИО2 с учетом проживающих вместе с ним членов семьи как о нуждающемся в улучшении жилищных условий, обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ФИО2 с учетом проживающих вместе с ним членов семьи в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предоставить в собственность ФИО2 с учетом проживающих вместе с ним членов семьи за счет средств бюджета РФ отдельного благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 90 кв.м., отвечающего установленным нормам и требованиям в избранном постоянном месте жительства (Московская обл. либо г.Красноярск).
Представитель ответчика от Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по имеющимся письменным материалам дела.
Представитель ответчика Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «49 квартирно-эксплуатационная часть района (войсковая часть 62679) ФИО12 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, пояснив суду, что его организация занималась учетом нуждающихся в жилье, составлением списков, и два раза в год на 1 июня и на 1 января уточнять списки и направлять в вышестоящий орган, который занимается предоставлением жилых помещений. В ракетных войсках этим занимается войсковая часть 78469. Списки в эту часть были направлены. ФИО2, отказавшись от квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, право на получение жилья не потерял, из списков его никто не исключал. Списки периодически направлялись в соответствии с Приказом № 80 Министерства Обороны РФ. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Приказ № 1280, после чего работу по составлению, направлению списков, учету военнослужащих его войсковая часть не ведет. Согласно Директивы Министерства Обороны РФ его войсковая часть предоставляла сведения в войсковую часть 78469 и списки, а далее командование формировало сводные списки всех военнослужащих ракетных войск и направляло в Департамент жилищного обеспечения. Таким образом, войсковая часть 62679 выполнило все, что требовалось, кроме того, при обращении ФИО2 им направлялось ходатайство в вышестоящий орган о возможности быстрейшего обеспечения жилым помещением. На сегодняшний день он не вправе направлять какие-либо сведения в Департамент жилищного обеспечения, не имеет полномочий направлять списки поскольку существует Приказ Министра Обороны РФ № 1280, которым определен порядок направления документов.
Представитель ответчика Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «49 квартирно-эксплуатационная часть района (войсковая часть 62679) ФИО13 суду пояснила, что не признает исковые требования в части обязании ФГКЭУ «49 КЭЧ района (войсковая часть 62679) направить в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ сведения о ФИО2 с учетом проживающих вместе с ним членов семьи как о нуждающемся в улучшении жилищных условий, поскольку в настоящее время войсковая часть не уполномочена осуществлять эту деятельность. В целом по иску считает, что право на получение жФИО7 В.И. и члены его семьи не утратили и требования его в департаменту жилищного обеспечения обоснованы.
Третье лицо ФИО4 исковые требования ФИО2 поддержала.
Свидетель ФИО14 суду пояснил, что летом 2008 года он находился с ФИО2 в г. Красноярске, где истец, взяв ключи в Иннокентьевской КЭЧ» заходил в предоставленное ему жилищной комиссией жилое помещение на <адрес>. В квартире отсутствовала электрическая плита, были оборваны обои, разорван линолеум, трещина на стене, разбросаны вещи, оставленные прежними жильцами. ФИО2 квартира не понравилась, и он пояснил, что по площади она не соответствует нормам с учетом количества членов его семьи.
Суд, заслушав истца, его представителей, представителей ответчика свидетеля, исследовав письменные материалы дела, находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, кроме прочих, гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и членам их семей. В силу ч.1 ст.15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в редакции от 21 апреля 2011 г. с изм. от 17 мая 2011 г. «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01.01.2005 г. осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Граждане, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшении жилищный условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными актами РФ; Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Согласно п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г. «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные до достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно п.п.27-28 Инструкции, утвержденной Приказами Министра Обороны РФ № 80 от 15.02.2000 г. (действовавшего до 30.09. 2010 г.) учет военнослужащих осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решения жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командиром воинских частей.
Как установлено в судебном заседании, подполковник ФИО2 проходил военную службу в должности начальника смены (боевого управления) войсковой части 03473, досрочно уволен с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 ст. 51 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»), что подтверждается Выпиской из Приказа командующего ракетными войсками стратегического назначения № 078 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). Как следует из копии Выписки из приказа № 222 от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части 03473 ФИО2 исключен из списка личного состава части и всех видов обеспечения. Общая продолжительность военной службы в вооруженных Силах РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 26 лет (л.д.12). Будучи военнослужащим ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ подал рапорт Командиру войсковой части 03473 о том, что он, увольняемый из Вооруженных сил РФ по организационно-штатным мероприятиям ДД.ММ.ГГГГ, желает получить на себя и свою семью жилое помещение в Московской области либо в г.Красноярске (л.д.11). На данном рапорте стоит резолюция должностного лица «Поставить на очередь № 59».
Согласно Выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 03473 № 9 от ДД.ММ.ГГГГ гвардии подполковник ФИО2 признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и включен в списки кандидатов на получение ГЖС и в список очередников на отселение из закрытого военного городка. Состав семьи ФИО2: жена ФИО4, сын ФИО5, дочь ФИО6, сын ФИО7 (л.д.17). Согласно Выписке из протокола № 4 от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части 92791 по предоставлению кандидатов на предоставление жилья по избранному месту жительства подполковник ФИО2 (состав семьи 5 человек) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки на отселение из ЗВГ (л.д.18). Как следует из Выписки из протокола № 4 от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части 62679 по договору социального найма выделена четырехкомнатная квартира № 179 в <адрес> ФИО2 на состав семьи 5 человек. Общая площадь 78,8 кв.м. (л.д.19). ФИО2 не прибыл в жилищную группу 49 КЭЧ района для оформления документов на получение жилого помещения, не заключил договор социального найма на данную квартиру, поскольку, как следует из пояснений истца, в жилом помещении требовался капитальный ремонт, кроме того, по площади квартира была меньше нормы предоставления для его семьи. Он обращался к начальнику КЭЧ с заявлением, где отразил техническое состояние жилья. В последующем квартира была перераспределена другому лицу (л.д.95). Как следует из письма командира войсковой части 62679 подполковника ФИО12 в адрес истца, ФИО2 включен и на ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ на получение готового жилья по избранному постоянному месту жительства. Сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ направлено ходатайство вышестоящему командованию о решении вопроса обеспечения ФИО17 жильем по избранному постоянному месту жительства в возможно короткие сроки ( л.д. 23).
В материалах дела имеются копии списков военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы на получение готового жилья по избранному постоянному месту жительства, направленные Командиру войсковой части № 78469 (г.Москва К-160) ДД.ММ.ГГГГ (исх. № 25/1558), (л.д. 39), а также направленные ДД.ММ.ГГГГ (исх.№ 25/1118). В названных списках под пунктом 2 указан ФИО2, состав семьи 5 человек.
Суд полагает, что иск обоснован и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:
ФИО2 являлся военнослужащим и имеет выслугу лет военной службы 26 лет, что не оспорено ответчиками. Следовательно, истец с таким сроком военной службы имел право требования получения жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Находясь на контрактной основе и увольняемый по организационно-штатным мероприятиям он не мог быть уволен, пока не будет обеспечен жилым помещением. И ФИО2 будучи военнослужащим ДД.ММ.ГГГГ подал рапорт Командиру войсковой части 03473 о том, что он желает получить на себя и свою семью жилое помещение в Московской области либо в г.Красноярске. Рапорт был принят, ФИО2 поставлен на очередь, что подтверждается резолюцией на рапорте, выпиской из протокола жилищных комиссий войсковой части 03473 № 9 от ДД.ММ.ГГГГ (гвардии подполковник ФИО2 признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и включен в списки кандидатов на получение ГЖС и в список очередников на отселение из закрытого военного городка), выпиской из протокола № 4 от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части 92791 (подполковник ФИО2 (состав семьи 5 человек) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки на отселение из ЗВ. Данные факты не оспорены ответчиком и признаются судом установленными.
Суд признает за ФИО2 право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поскольку положения Приказа Министра Обороны № 80, действующий на момент постановки ФИО2 на учет и признании нуждающимся, а также положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 1054 истцом выполнены. Он подал рапорт, который рассмотрен на заседании жилищной комиссии, и он признан нуждающимся в получении жилого помещения. Не оспорено представителем ответчика Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «49 квартирно-эксплуатационная часть района (восковая часть 62679) ФИО12 и ФИО15, что ФИО2 был поставлен на учет, включен в списки лиц, имеющих право на получение жилья по избранному месту жительства (л.д.23).
Из пояснений представителей ответчиков Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «49 КЭЧ района (восковая часть 62679) следует, что все лица, указанные у них в списке, кроем истца, получили жилье, обеспечены, и на 2011 год никакого списка нуждающихся в жилье у них нет. Предоставленные ответчиком в суд списки суд принимает как доказательство нахождения истца на учете лиц, нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства.
Суд также учитывает тот факт, что решение жилищной комиссии войсковой части 03473 о признании гвардии подполковника ФИО2 нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и включении в списки кандидатов на получение ГЖС и в список очередников на отселение из закрытого военного городка, принималось с учетом того, что у ФИО2 и членов его семьи не имелось жилого помещения ни на праве собственности, ни на праве социального найма, что подтверждается материалами дела. Данное решение жилищной комиссии никем не оспорено и не отменено.
В суде установлено, что после увольнения с военной службы ФИО2 со своей семьей из пяти человек продолжает проживать в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 59,3 кв.м., которая была предоставлена ему в качестве служебного жилья ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ прекращено право оперативного управления войсковой части 62679 и данная квартира была передана муниципальной собственностью г.Канска. Площадь указанной квартиры также не соответствует той площади, которая истцу положена в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Площадь данной квартиры даже не соответствует норме предоставления жилой площади в г.Канске (12 кв.м. на каждого члена семьи – 12 х 5 = 60 кв.м.).
Суд считает, что ответчика Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «49 квартирно-эксплуатационная часть района (войсковую часть 62679) следует освободить от обязанности ответчика по данному гражданскому делу, поскольку Приказом Министра Обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», зарегистрированным в Минюсте РФ 27.10. 2010 года (регистрационный номер 18841), установлен новый порядок реализации жилищных прав военнослужащих. Уполномоченным органом Министерства Обороны РФ назначен Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, который с 29 ноября 2010 года занимается вопросами жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. В связи с чем на Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ следует возложить обязанность по обеспечению истца и членов его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства из расчета 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик не выполнил своих обязательств перед истцом, нарушено конституционное право ФИО2 на жилище.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать за ФИО2 право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ФИО2 с учетом проживающих вместе с ним членов семьи жены: ФИО4, сына ФИО5, дочь ФИО6, сына ФИО7 в список нуждающихся в получении жилого помещения.
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации предоставить ФИО2 с учетом совместно проживающих с ним членов семьи: жены ФИО4, сына ФИО5, дочь ФИО6, сына ФИО7, в собственность отдельное благоустроенное жилое помещение по избранному месту жительства в г.Красноярске, либо <адрес> из расчета 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
От обязанности ответчика Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «49 квартирно-эксплуатационная часть района (войсковую часть 62679) освободить.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Чернышова Р.В.