Дело № 2-9932/2014 12 декабря 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Савченко И.В.
При секретаре Балдан М.Б.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демидова С.С. к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Демидов С.С. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, просил признать за ним право собственности на квартиру Х, в порядке приватизации.
В обоснование иска указано, чтоистец проживает и зарегистрирован на основании ордера выданного Х Демидову С.Н. и членам его семьи, в квартире Х.
Демидов С.Н. проходил военную службу по контракту с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. уволен с военной службы в запас по пп. «б» п. 3 ст. 51 Закона РФ (ХХХ) приказом Министра обороны РФ от 04.07.2006 г. №Х. В настоящее время ХХХ имеет календарную выслугу военной службы более 32 лет.
Наймодателем квартиры является ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. Жилье является единственным местом проживания истца. Квартплата и коммунальные услуги своевременно оплачиваются, истцом. Таким образом, в соответствии со ст. 671 ГК РФ, ст. 67 ЖК РФ истец фактически осуществляет права нанимателя, с которым заключен договор социального найма.
В настоящее время истец желает реализовать свое право на получение жилого помещения в собственность в порядке приватизации, письменно обратился с заявлением к ответчику о заключении договора передачи квартиры в собственность, однако на свое обращение получил отказ.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 21.10.2013 года исковые требования истца были удовлетворены.
Определением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2014 года удовлетворено представление Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона, поданное в защиту интересов Российской Федерации 05.11.2014 года, решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 21.10.2013 года отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, к участию в деле в качестве 3-его лица было привлечено ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений».
В судебное заседание представитель истца, действующий на основании ордера и доверенности явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Министерства обороны РФ в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал.
3-е лицо Демидов С.Н. в судебное заседание явился, исковые требования истца подержал.
Третье лицо- Демидов А.С. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен лично, ранее исковые требования поддерживал.
Представитель 3-его лица Министерства Обороны РФ, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Представители 3- его лица ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», действующие на основании доверенности, в судебное заседание явились, против удовлетворения исковых требований возражали.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, в обоснование которых ссылается в своих требованиях и возражениях.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, исходя из анализа приведенных положений закона, которые подлежат применению в их системном единстве, следует, что действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Материалами дела установлено, что Демидов С.Н. проходил военную службу на офицерских должностях в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 04.07.2006 г. №Х Демидов С.Н. был уволен с военной службы ХХХ с зачислением в запас, исключен из списка личного состава.
На основании рапорта Демидова С.Н. от 04.09.1990 года Демидов С.Н. с членами семьи – ХХ был поставлен на учет на получение жилой площади.
В период прохождения службы Демидову С. Н. на основании ордера №Х выданного Х от 02.02.1999 г., было предоставлено жилое помещение – двухкомнатная квартира по адресу: Х.
Из справки о регистрации по кВ. Х следует, что семья истца в период с 06.02.1990 года по 01.12.2000 года была зарегистрирована в квартире временно, с 18.02.1999 года постоянно, из справки также следует, что квартира Х расположена в принадлежащем Министерству Обороны РФ общежитии.
Из корешка ордера от 04.03.1994 года следует, что первоначально квартира Х была предоставлена Демидову С.Н. и членам его семьи для временного проживания ( л.д. 115).
Из копии финансового лицевого счета на комнату Х следует, что он открыт на имя Демидова С.Н., задолженность по квартирной плате и коммунальным услугам отсутствует.
Согласно выписке ЕГРП Управления Ростреестра отсутствуют зарегистрированные права на квартиру Х.
Из материалов дела также следует, что истец обращался в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны с заявлением о заключении с ним договора передачи в собственность квартиры Х, однако согласия не получил.
Из представленных ГУИОН ПИБ Калининского района документов следует, что спорное помещение имеет номер Х, общая площадь составляет 53,5 кв.м., жилая 33,6 кв.м., состоит из двух комнат размером 13,9 кв.м. и 19,7 кв.м.
Из сообщения ГУИОН ПИБ Калининского района Санкт-Петербурга от 24.07.2014 года следует, что строительство здания, расположенного по адресу: Х осуществлялось двумя очередями: 1 очередь- строительство «общежития семейных слушателей и адъюнктов, 1 пусковой комплекс». Строение принято в эксплуатацию 14.07.1995 года как офицерское общежитие, учтено как строение литА-общежитие на 61 квартиру, по состоянию на дату инвентаризации от 15.03.2005 учтено как общежитие на 81 квартиру. Вторая очередь ( 2006 года постройки)- строительство «Жилого дома на 152 квартиры»- наименование по проекту 2001 года, принято в эксплуатацию актом от 28.12.2006 года, является жилым домом, учтено в материалах инвентарного дела как жилой дом на 152 квартиры.
Из справки Х от 14.06.2006 года № Х следует, что Демидов С.Н. за период прохождения службы в Х с 27.08.1984 года постоянной жилой площадью не обеспечивался, государственный жилищный сертификат и безвозмездную финансовую помощь на приобретение жилья не получал.
Из выписки из протокола № Х заседания жилищной комиссии Х от 13.03.2006 года следует, что на повестку дня был вынесен вопрос о распределении жилья для военнослужащих не обеспеченных жильем, в т.ч. и Демидова С.Н., и было принято решение о выделении Демидову С.Н. 2-х комнатной квартиры № Х1 (жилой/общей площадью 34,0/59,0 кв.м., Х этаж) по адресу: Х, на семью из трех человек, состоящую на очереди с 04.09.1990 года.
Из указанной выписки также следует, что решение было доведено до Демидова С.Н., который присутствовал на заседании жилищной комиссии.
Из смотрового листа от 15.03.2006 года усматривается, что решением жилищной комиссии Х Демидову С.Н. выделена 2-х комнатная квартира Х1 площадью 59,0/34,0 в доме по адресу: Х.
07.09.2006 года между Х Демидовым С.Н. заключено соглашение, по которому Демидов С.Н. с Демидовым С.С. и Д. был заселен в квартиру Х1 без указания номера дома по пр. Х временно до оформления договора социального найма в соответствии с решением жилищной комиссии Х(протокол № Х от 13.03.2006).
В связи с оформлением документов на вышеуказанную квартиру Демидовым С.Н. и Демидовым С.С. и Д. дано обязательство об освобождении ранее занимаемой жилой площади- кВ. Х.
07.07.2008 года между Х КЭЧ и Демидовым С.Н., Демидовым С.С., Д. был заключен договор с условиями краткосрочного найма № Х, на квартиру Х1, на срок до оформления договора социального найма в соответствии с действующим законодательством РФ.
06.10.2010 года Демидову С.Н. направлялось Х об освобождении служебного жилого помещения – квартиры Х в связи с предоставлением другого жилого помещения- квартиры Х1.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25.01.2012 года за Демидовым С.Н. признано право собственности на квартиру Х1.
Согласно выписке из ЕГРП Управления Росреестра от 05.12.2014 года 14.04.2012 года Демидовым С.Н. было зарегистрировано право собственности на квартиру Х1.
Из справки о регистрации следует, что Демидов С.Н. постоянно зарегистрирован по месту жительства в квартире Х1.
Таким образом, судом из представленных доказательств установлено, что Демидов С.Н. являлся военнослужащим, проходил военную службу в Х, где был поставлен на учет как офицер не обеспеченный жилым помещением вместе с членами своей семьи. В последующем решением жилищной комиссии Военной академии связи на семью из трех человек, включая истца, было распределено жилое помещение- квартиры Х1, на которое в последующем было зарегистрировано право частной собственности на основании решения суда.
Вышеуказанное жилое помещение было предоставлено Демидову С.Н. и членам его семьи, включая истца, в связи с чем как самим Демидовым С.Н., так и членами его семьи давалось обязательство освободить ранее предоставленное жилое помещение.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства не опровергнуты, доказательств обратного не представлено.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. N 8, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных норм и разъяснений суд при разрешении спора исходит из того, что военнослужащие и члены их семей имеют право на приватизацию жилых помещений, занимаемых ими только по договорам социального найма.
Судом установлено из представленных доказательств, которые не опровергнуты в ходе судебного разбирательства истцом, что спорное жилое помещение учтено ГУИОН ПИБ как общежитие.
Доводы истца о том, что в материалы дела не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение предоставлялось как общежитие, сами по себе не свидетельствуют о наличии в отношении спорной квартиры договора социального найма. В материалы дела не представлено доказательств заключения договора социального найма относительно спорного жилого помещения.
Истец в обоснование своих доводов ссылался на то, что спорное помещение расположено в жилом доме, а следовательно фактически занято на условиях договора социального найма. Однако судом установлено, что спорная квартира была предоставлена на основании ордера, выданного Х 02.02.1999 года, в то время как согласно сообщению ГУИОН ПИБ строение, учтенное как жилой дом на 152 квартиры было принято в эксплуатацию актом от 28.12.2006 года. Таким образом, оснований полагать, что спорное помещение, предоставленное отцу истца значительно ранее 2006 года, не имеет статуса общежития, у суда оснований не имеется.
Судом установлено, и не опровергнуто истцом в ходе судебного разбирательства то, что ХХ, как военнослужащий реализовал свое право, предусмотренное вышеуказанной нормой права и был обеспечен жилым помещением, право собственности на которое в последующем зарегистрировал по решению суда.
Из решения Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25.01.2012 года о признании за Демидовым С.Н. права собственности на квартиру Х1 усматривается, что до передачи его в собственность основанием для его занятия являлся договор социального найма.
При этом указанное жилое помещение было предоставлено в том числе и на истца, и истец как член семьи военнослужащего давал обязательство освободить спорное жилое помещение.
При таких обстоятельствах, суд полагает доказанными доводы ответчика и 3-х лиц, что Демидов С.Н. как военнослужащий реализовал свое право на получение жилого помещения от Министерства Обороны РФ, был обеспечен жилым помещением, в связи с чем давал обязательство и в силу закона обязан освободить ранее предоставленное ему в период прохождения военной службы жилое помещение- кв. Х.
Действующим жилищным законодательством предусмотрено, что гражданин может иметь только одно жилое помещение на основании договора социального найма. Судом установлено, что истец на самостоятельном жилищном учете по получению жилого помещения по договору социального найма не состоял, был обеспечен жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством как член семьи военнослужащего на условиях социального найма и следовательно не имеет права требовать приватизации спорного жилого помещения, которое подлежит освобождению в соответствии с законом и условиями обязательства, данными как самим истцом, так и его отцом Демидовым С.Н.
Доводы Демидова С.Н. о том, что предоставленное ему жилое помещение на пр. Х по размеру было значительно меньше того, что ему должно было быть предоставлено по норме, сами по себе не могут служить основанием для удовлетворения иска истца, поскольку в случае несогласия с принятым решением о предоставлении жилья Демидов С.Н. не был лишен возможности его оспаривать, либо отказаться от получения жилья.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56,67,167,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Демидову С.С. в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на квартиру Х.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца.
Судья: