Дело № 2а-365/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2019 года г. Чердынь Пермский край
Чердынский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Набиюллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Федосеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Чердынского муниципального района к Отделу судебных приставов по Чердынскому району УФССП по Пермскому краю и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее по тексту - УФССП России по Пермскому краю) об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Чердынского муниципального района обратилась в суд с иском к Отделу судебных приставов по Чердынскому району УФССП по Пермскому краю и УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг., на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на территории Чердынского муниципального района по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 28 и не более 33 квадратных метров, жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Чердынскому району УФССП по Пермскому краю было возбуждено исполнительное производство, а ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации Чердынского муниципального района исполнительского сбора.
Ссылаясь на то, что отсутствует достаточное количество жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде и выделенных лимитов бюджетных обязательств недостаточно для исполнения решения суда, истец просил суд освободить администрацию Чердынского муниципального района от взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного истца в судебном заседании отсутствовала, просила рассмотреть административное исковое заявление без участия представителя истца. На заявленных требованиях настаивают.
Представитель административного ответчика в судебном заседании отсутствовал, в своих письменных возражениях начальник Отдела судебных приставов по Чердынскому району УФССП по Пермскому краю ФИО3 просил заявление администрации оставить без удовлетворения, так как постановление о взыскании исполнительского сбора с должника -организации вынесено в соответствии с законом.
Представитель административного ответчика УФССП по Пермскому краю в судебном заседании отсутствовал.
В соответствии со ст. 150 КАС Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть данное дело при данной явке.
В силу статей 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя являются несоответствие закону решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым решением (постановлений) (пункт 1 часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг., на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на территории Чердынского муниципального района по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 28 и не более 33 квадратных метров, жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Чердынскому району УФССП по Пермскому краю было возбуждено исполнительное производство, Копия постановления получена ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации Чердынского муниципального района исполнительского сбора. Копия постановления получена администрацией ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Таким образом суд приходит к выводу о том, что администрация Чердынского муниципального района не уклонялась от исполнения решения суда, принимала меры по надлежащему исполнению решения суда, но в связи с отсутствием финансирования в необходимом объеме исполнение решения вследствие объективных причин не представлялось возможным.
Статьей <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №-ПК от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес> наделяет органы местного самоуправления на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК от 06 декабря 2007 г. "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
В соответствии со ст. 4 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК от 06 декабря 2007 г. "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственным уполномоченным органов Пермского края по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий является исполнительный орган государственной власти Пермского края, уполномоченный в сфере предоставления субвенций на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями является Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края, которое обязано своевременно перечислять в бюджеты муниципальных образований Пермского края средства, предназначенные для финансового обеспечения государственных полномочий, в объеме, предусмотренном законом о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год и плановый период.
Таким образом, Пермским краем государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. При этом передача полномочий должна быть осуществлена с одновременным их финансированием. То есть, исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.
С 2017года Комитетом имущественных отношений администрации муниципального района проведено 57 аукционов по приобретению жилого помещения для формирования специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей -сирот. По результатам проведенных аукционов заключено 3 муниципальных контракта на покупку жилого помещения.
Кроме того ФИО1 было предложено рассмотреть вариант заключения договора найма жилого помещения, специализированного жилищного фонда, расположенного на территории Чердынского муниципального района, но последний отказался, так как живет и работает в <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администрация Чердынского муниципального района не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах выделенных лимитов бюджетных средств проводила электронные аукционы, сформировала муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предлагала ФИО1 жилые помещения.
Таким образом в действиях администрации отсутствуют виновные противоправные бездействия должника в неисполнении решения суда в установленный срок в связи с чем администрация подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования администрации Чердынского муниципального района Пермского края удовлетворить.
Освободить администрацию Чердынского муниципального района Пермского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в соответствии с постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд Пермского края.
Председательствующий: А.Г.Набиюллина