Судья Козлов А.Ю.                Дело № 33-8834/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Горохова С.Ю.,

судей Кузьминой О.Ю., Семиколенных Т.В.,

при секретаре Колосовской Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузьминой О.Ю.

        

24 декабря 2015 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 30 сентября 2015 года, которым постановлено:

    Исковые требования военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту прав Александрова В.А. удовлетворить частично.

    Признать незаконным бездействие Департамента организации и жилищной политики мэрии г.Ярославля, выразившееся в неисполнении обязанности по предоставлению Александрову В.А. жилого помещения за счет средств федерального бюджета в собственность бесплатно.

    Обязать Департамент организации и жилищной политики мэрии г.Ярославля предоставить Александрову В.А. на состав семьи из одного человека в собственность бесплатно соответствующее установленным требованиям жилое помещение в городе Ярославле общей площадью не менее 18 кв.м.

    В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Кузьминой О.Ю., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Военный прокурор Ярославского гарнизона обратился в суд в защиту прав и законных интересов Александрова В.А. с исковым заявлением к Министерству финансов РФ, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, Департаменту строительства Ярославской области, просит признать незаконным бездействие Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля в части непринятия мер по предоставлению Александрову В.А. жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета; обязать Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля предоставить Александрову В.А. жилое помещение за счет средств федерального бюджета в соответствии с нормой предоставления жилого помещения на семью, установленной Федеральным законом от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» и Порядком обеспечения жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 25.07.2011 г. ; обязать Министерство финансов РФ за счет средств казны РФ Ярославской области необходимые денежные средства для реализации жилищных прав Александрова В.А., перечислив их Управлению федерального казначейства по Ярославской области, для выделения указанных средств Департаменту строительства Ярославской области; обязать Департамент строительства Ярославской области профинансировать в соответствии с действующим законодательством данные расходы за счет средств федерального бюджета, полученных в качестве субвенции на указанные цели.

    В обоснование требований указано, что с 1998 года Александров В.А. является пенсионером Министерства обороны РФ, с февраля 1999 года состоит в мэрии города Ярославля на очереди на улучшение жилищных условий. В соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятия до 1 января 2005 года, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Александров В.А. избрал вариант улучшения жилищных условий в виде предоставления ему жилого помещения в собственность бесплатно, в связи с чем, департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля издан приказ от 24.06.2013 г. №25-ж о предоставлении Александрову В.А. жилого помещения в собственность бесплатно. Целевые субвенции из федерального бюджета выделались Ярославской области и распределялись городу Ярославлю в 2011-2013 годах, в размере, необходимом для реализации прав Александрова В.А. Однако в указанный период времени жилое помещение ему не предоставлено. Строительство жилого дома на <адрес>, в котором истцу планировалось выделить жилое помещение, начатое в сентябре 2013 года, в 2014 году приостановлено в связи с отсутствием финансирования. Денежные средства на указанные цели в федеральном бюджете на 2014, 2015-2016 годы не предусмотрены. В результате бездействия Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля денежные средства, выделенные на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан в 2011-2014 годах не были освоены, право Александрова В.А. не реализовано. До настоящего времени органом местного самоуправления меры для обеспечения истца жилым помещением не принимаются

    Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент финансов Ярославской области, Департамент финансов мэрии г. Ярославля, в качестве третьего лица - Управление федерального казначейства по Ярославской области.

    Судом принято указанное выше решение.

    В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к существенному нарушению норм материального права.

    Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля по доверенности Мореву Н.Б., возражения против доводов жалобы Александрова В.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Разрешая спор по существу, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Закон РФ от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта.

Конституционный Суд РФ неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 23.04.2004 N 8-П, Определение от 04.12.2003 N 415-О).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д" и "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Таким образом, закрепляющая обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе на основе волеизъявления гражданина, определяющего, в том числе место постоянного проживания, носит гарантийный характер, направлена на установление механизма реализации права на жилище.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абз. 1).

Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12).

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абз. 13).

Согласно ч. 2.1 ст. 15 указанного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 ле░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2005 ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 3 ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 2.1 ░░░░░░ 15, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 3.1 ░░░░░░ 24 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░ 1998 ░░░░ N 76-░░ "░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░" (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1 ░░░░░░ 15, ░░░░░░ 3.1 ░░░░░░ 24 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░ 1998 ░░░░ N 76-░░ "░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ N 342-░░ ░░ 08.12.2010 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 2.1 ░░░░░░ 15, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 3.1 ░░░░░░ 24 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░ 1998 ░░░░ N 76-░░ "░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2010 ░░░░ N 342-░░ "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ "░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 544 ░░ 25.07.2011 ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ 1998 ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░ ░ 11.02.1999 ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2.1 ░░. 15 ░ ░░. 15.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27.05.1998 N 76-░░ "░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░", ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░. ░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░.328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

33-8834/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Военная прокуратура Ярославского гарнизона в инт. Александрова ВА
Ответчики
Департамент жилищного строительства ЯО
Департамент финансов ЯО
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Кузьмина Ольга Юрьевна
24.12.2015Судебное заседание
28.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2015Передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее