Решение по делу № 33-3667/2018 от 01.10.2018

    Судья Семенов К.А.                                                                  Дело № 33-3667/2018

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2018 года                                                                                     г. Якутск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Кычкиной Н.А., Игнатьевой А.Р., при секретаре Васильевой Л.Э.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2018 года, которым

по делу по иску Макарова В.В. к АМО "Поселок Эльдикан" Усть-Майского улуса (района) о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - весеннего паводка 2018 года и права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, об обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости

ПОСТАНОВЛЕНО:

В удовлетворении исковых требований Макарова В.В. к АМО "Поселок Эльдикан" Усть-Майского улуса (района) о признании пострадавшим врезультате чрезвычайной ситуации - весеннего паводка 2018 года и права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, об обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости отказать полностью.

Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Макаров В.В. обратился в суд к АМО "Поселок Эльдикан" Усть-Майского улуса (района) с иском о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации – наводнения, признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, об обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, указывая, что проживает в .......... имеет регистрацию по данному адресу. Данный жилой дом находится в собственности у Макарова В.В.

В результате чрезвычайной ситуации - наводнения, которое произошло 13-15 мая 2018 года, вышеуказанный жилой дом оказался затопленным от уровня пола на ******** см., пришло в полную негодность имущество первой необходимости - шкафы, стол, диван.

Истец Макаров В.В. был включен в список пострадавших на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из резервного фонда на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, но ему было отказано ввиду фактического не проживания по заявленному адресу.

Факт проживания Макарова В.В. подтверждается показаниями свидетелей, выпиской из ицевого счета на поставку электроэнергии, вызовом на дом ******** 19.04.2018 по вышеуказанному адресу.

Администрация МО «п. Эльдикан» от 31.05.2018 № ... отказала истцу в оказании материальной помощи, в связи с фактическим не проживанием по заявленному адресу.

Просит признать пострадавшим от наводнения 2018 г. на территории .......... признать право на получение единовременной материальной помощи в размере 5 000. руб. на человека из резервного фонда Правительства РС (Я) и 10 000 руб. на человека из резервного фонда Правительства РФ; признать право на получение финансовой помощи в связи с утратой (полной или частичной) имущества первой необходимости в размере 20 000 руб. на человека из резервного фонда Правительства РС (Я) в связи с полной утратой имущества и 100 000 руб. на человека из резервного фонда Правительства РФ в связи с полной утратой имущества; обязать администрацию муниципального образования «Поселок Эльдикан» включить его дополнительно в списки пострадавших от наводнения для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой (полной или частичной) имущества первой необходимости; обратить решение суда к немедленному исполнению.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель истца Зварич В.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска, в связи с тем, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.

Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем апелляционная инстанция приходит к вывод о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие сторон.

В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Макаров В.В. является собственником и зарегистрирован со 02 ноября 2001 г. в жилом помещении, расположенном по адресу: .........., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.06.2016, копией паспорта гражданина РФ.

Постановлением ******** АМО «Поселок Эльдикан» Усть-Майского улуса (района) № ... от 12 мая 2018 г. в связи с поступившим неблагоприятным развитием паводковой обстановки на территории МО «******** из-за образования затора на .......... в ******** км. ниже .......... на территории ******** с 17 час. 30 мин. 12 мая введен режим чрезвычайной ситуации.

В результате чрезвычайной ситуации в зоне затопления попал жилой дом, расположенный по адресу: ..........

Распоряжением ******** Муниципального образования «Поселок Эльдикан» создана ******** комиссия по оценке ущерба последствий негативного воздействия водных объектов, в полномочия которой входили прием заявлений от населения, обследование жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, обследование имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, формирование списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно акту обследования частного жилого помещения и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате паводка, обследовано жилое помещение, расположенное по адресу: .......... площадью ******** кв.м., выявлены повреждения: уровень воды до уровня пола – ******** см. ******** пропитаны водой, имеется ******** ********, ******** пропитана водой, имеются ********. Перечень утраченного имущества: ********

Решением администрации МО «Поселок Эльдикан» истцу отказано в предоставлении единовременной материальной помощи, финансовой помощи за частичную/полную утрату имущества первой необходимости по причине фактического не проживания по заявленному адресу, что следует из письма исх. № ... от 31.05.2018.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказал факт постоянного проживания в спорном жилом помещении и утраты имущества первой необходимости, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у него права на признание пострадавшим в результате наводнения 2018 г., включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющим право на получение социальных выплат.

Судебная коллегия признает данный вывод суда первой инстанции правильным.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).

Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Согласно статье 24 Закона финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подпунктами «г», «д» пункта 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).

В соответствии с пунктом 2 (1) Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с п. 6 Положения в порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РС (Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом Министерства охраны природы РС (Я) от 29.11.2017 № ..., в рамках мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения, бюджетные ассигнования из резервного фонда для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания единовременной материальной помощи и (или) оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляются гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, где объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального и республиканского характера, в том числе гражданам, проходящим военную службу по призыву, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях любого вида и типа (далее - пострадавший гражданин).

Все поступившие заявления со дня поступления должны регистрироваться в специальном журнале регистрации заявлений пострадавших от негативного воздействия водных объектов. По истечении одного месяца после введения режима чрезвычайной ситуации заявления не принимаются, списки не рассматриваются (п. 6.3).

Таким образом, указанная единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества выплачиваются гражданам РФ, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или индивидуальных жилых домов в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом статья 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Факт регистрации гражданина по месту жительства в пределах РФ подтверждается отметкой в паспорте (п. 18 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ).

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета (п. 4 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В обоснование своих доводов о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и права на получение социальных выплат по заявленному адресу истец пояснил, что имеет регистрацию и является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ..........

Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что в период весеннего паводка 2018 г. истец постоянно проживал по спорному адресу, истцом не представлено.

При этом судом первой инстанции установлено, что истец с супругой по указанному адресу совместно не проживают, совместного хозяйства не ведут, фактически брак между ними расторгнут, в указанной квартире осталась проживать супруга, а истец переехал и проживает по другому адресу ********.

При установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о правомерности выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку всей совокупности доказательств истцом не было представлено при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Доводы жалобы о том, что истец указанный дом находится в его собственности, следовательно, он имеет право на компенсационные выплаты и включение в списки пострадавших от наводнения, являются необоснованными, поскольку возникновение у гражданина права на материальную помощь связано не только с фактом принадлежности дома на праве собственности, но и с фактом постоянного проживания в таком жилом помещении.

В целом доводы жалобы выводов суда по существу не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства, основаны на неправильном понимании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и являться основанием для отмены постановленного решения.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                              О.Н. Бережнова

Судьи                                                                                             Н.А. Кычкина

                                                                                                           А.Р. Игнатьева

33-3667/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Макаров В.В.
Ответчики
АМО "Поселок Эльдикан" Усть-Майского района РС(Я)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Бережнова Ольга Николаевна
15.10.2018Судебное заседание
23.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее