Дело №2-542/2016
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2016 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Чамзинка 04 октября 2016 г.
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Пыресевой О.А.,
при секретаре судебного заседания Сомовой С.Н.,
с участием в деле:
истца - прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, старшего помощника прокурора Спириной Е.Н.,
истца – Архипова С.В.,
ответчика - администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, его представителя Саулиной С.А., действующей на основании доверенности от 11 января 2016 г. со сроком до 31 декабря 2016 г.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования Республики Мордовия,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах Архипова С.В., к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.,
установил:
прокурор Чамзинского района Республики Мордовия Костин О.Н., действуя в интересах Архипова С.В., обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия. В обосновании требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Архипова С.В. о защите его нарушенных жилищных прав. В ходе проверки установлено, что заявитель относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Таким жилым помещением Архипов С.В. не обеспечен. <данные изъяты> В связи с изложенным прокурор просит обязать администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия предоставить Архипову С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании прокурор Спирина Е.Н. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении обстоятельствам и просила суд их удовлетворить.
Истец Архипов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в судебном заседании Саулина С.А. с иском согласилась.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Мордовия и Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Заместитель Министра образования Республики Мордовия Дугушкин И.К. в представленном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение на усмотрение суда.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Поскольку Архипов С.В. обратился в прокуратуру Чамзинского района Республики Мордовия с заявлением о защите его прав на обеспечение жилищем, то прокурор, обращаясь в суд с заявлением в его интересах, действовал в соответствии с вышеуказанной нормой закона.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1 статьи). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи).
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи), либо по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи).
Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Закона).
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории Республики Мордовия в настоящее время регулируются Законом Республики Мордовия от 26.03.2013 №24-3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее по тексту - Закон РМ №24-3).
Пунктом 1 статьи 2 Закона РМ №24-3 исполнение государственного полномочия по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда (далее специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере образования. Норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метров.
Законом Республики Мордовия №32-3 от 23.04.2013 «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РМ № 32-3) государственное полномочие Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям - сиротам, лицам из их числа на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов республики и городского округа Саранск (пункт 3 статьи 2 Закона РМ №32-3).
Пунктом 1 статьи 6 Закона РМ №32-3 предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Исходя из вышеназванных норм закона, предоставление жилого помещения детям - сиротам является обязанностью органов местного самоуправления муниципальных районов по месту их жительства.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Из материалов дела следует, что Архипов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>
Постановлением администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия №991 от 16 декабря 2014 г. Архипов С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия №973 от 10декабря 2014 г. установлен факт невозможности проживания Архипова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с тем, что в указанном жилом помещении проживает лицо, страдающее хроническим алкоголизмом II степени.
Какой-либо недвижимости зарегистрированной на праве собственности за Архиповым С.В. не имеется, что подтверждается сведениями Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Архипов С.В. не обеспечен жилым помещением и по договору социального найма.
Право Архипова С.В. на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, сторонами в судебном заседании не оспаривается.
До настоящего времени Архипов С.В. не обеспечен жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, что не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.
Тем самым суд установил, что Архипов С.В. не реализовал свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жильем.
Отсутствие достаточных финансовых средств, выделяемых на приобретение жилья социальным сиротам, не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них государством обязанностей, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и данная обязанность не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанности предоставить Архипову С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Статья 3.1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года №128-3 «Об установлении границ муниципальных образований Чамзинского муниципального района, Чамзинского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района» устанавливает перечень населённых пунктов, входящих в состав территорий муниципальных образований Чамзинского муниципального района, согласно приложению 17.
Согласно указанному перечню в состав территорий муниципальных образований Чамзинского муниципального района, помимо п. Комсомольский, входят и другие населённые пункты.
Архипов С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> поэтому предоставляемое ему жилое помещение должно находиться в указанном населённом пункте.
В случае невозможности предоставления жилого помещения в границах указанного населённого пункта с согласия Архипова С.В. ему может быть предоставлено жилое помещение в другом населённом пункте.
Учитывая положения пункта 9 части первой, пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением настоящего дела, возмещаются за счет средств бюджета.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах Архипова С.В., к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м. удовлетворить.
Обязать администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия предоставить Архипову С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в п. Комсомольский Чамзинского муниципального района Республики Мордовия общей площадью не менее 33 (тридцать три) квадратных метров.
В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах п. Комсомольский Чамзинского муниципального района Республики Мордовия с согласия Архипова С.В. ему может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населённом пункте.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия ...
... О.А.Пыресева