Дело № 2-193/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Кострома 03 марта 2016 года
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Травкиной И.В. к Сорокиной О.Ю. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
У С Т А Н О В И Л:
Травкина И.В. обратилась в суд с иском к Сорокиной О.Ю. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
Свои требования мотивировала тем, что приговором Костромского районного суда от ДДММГГГГ Сорокина О.Ю. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного *****
Преступное деяние Сорокиной О.Ю. выразилось в том, что она ДДММГГГГ причинила смерть ее дочери ***** по неосторожности. Допущенные Сорокиной О.Ю. грубые нарушения Правил содержания животных в процессе осуществления предпринимательской деятельности, повлекли особо тяжкие последствия - смерть малолетнего ребенка.
Указала, что по вине Сорокиной О.Ю. ей и ее родственниками причинены тяжелые нравственные и психологические страдания, а также материальный ущерб. Она четыре месяца лечилась в Никольской психиатрической больнице по причине перенесенной ею психологической травмы, связанной с гибелью дочери. Болезнь сопровождается потерей ее трудоспособности. В настоящее время лечение продолжается в психиатрической поликлинике на *****. Предполагаемый специалистами срок лечения - не менее года. Бабушка ее мужа, СЛА, скончалась через ***** после гибели правнучки, вследствие перенесенного инсульта. Отец мужа, СМН, крайне тяжело переносил смерть своей внучки и скончался ДДММГГГГ в результате обширного инфаркта. Помимо моральных страданий ее семья находится в трудном материальном положении, связанном с затратами на ее лечение и потерей трудоспособности. Она воспитывает малолетнюю дочь, которая также перенесла психологическую травму, в связи со смертью своей сестры.
На основании изложенного, со ссылками на ст. 151 ГК РФ просила взыскать с Сорокиной О.Ю. в ее пользу компенсацию морального вреда в размере *****.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Слезин А.М., Травкина Т.А. и Радионова Н.М.
В процессе рассмотрения дела Травкина И.В. заявленные требования уточнила в связи с тем, что привлеченными к участию в деле третьими лицами Слезиным А.М., Травкиной Т.А. и Радионовой Н.М. заявлены самостоятельные требования о взыскании с Сорокиной О.Ю. компенсации морального вреда.
По уточненным требованиям Травкина И.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ***** Слезин А.М. и Радионова Н.М., просили взыскать с Сорокиной О.Ю. в их пользу компенсацию морального вреда в размере *****
В обоснование заявленных требований указали на обстоятельства, изложенные в первоначальном заявлении Травкиной И.В., а также то, что на момент гибели ТФА и по настоящее время они проживают с ДДММГГГГ совместно с матерью Травкиной И.В. - Радионовой Н.М., которая страдает онкологическим заболеванием.
Слезин А.М. указал, что до сих пор находится в глубокой депрессии, обращался за профессиональной помощью к психотерапевту в психиатрический диспансер, так как его тяжелое переживание привело к нарушению сна, аппетита, усложнению отношений с близкими и родными. Страшнее и ужаснее, чем смерть ТФА, он не переживал, держа на руках дочь в предсмертном состоянии. Глубокие переживания до сих пор испытывают его жена И. и старшая дочь ТТА, которую мучают кошмары по поводу гибели сестры.
Указали, что старшая дочь ТТА после трагической гибели сестры до сих пор находится в тяжелом психологическом состоянии, она консультировалась у специалистов в центре психологической помощи на (адрес), и в течение ***** принимала по назначению врача препараты-антидепрессанты.
Произошедшие события, связанные с гибелью ТФА, полностью разрушили благополучную жизнь их семьи и семьи его близких. Они не восстановились до сих пор от данного потрясения. Все это принесло им глубокие моральные и физические страдания.
Радионова Н.М. указала, что в день гибели ТФА, она находилась в тяжелом состоянии, что мотивировало ее дочь И., оставить своих дочерей с Сорокиной О.. Никто не ожидал опасности, она с О.Сорокиной была знакома, она мать *****. Указала, что до болезни она постоянно в свободное время, находилась в семье дочери И. и Ф. вынянчила на своих руках, ухаживала и гуляла с ней. В выходные девочки часто ночевали с ней. Она помогала семье дочери, и они вместе дважды отдыхали на море. Она покупала девочкам наряды, книжки, игрушки и сладости, баловала их, как могла любящая бабушка. И вдруг дочь И., сама не своя, говорит ей, что ТФА погибла. Они пережили момент похорон, как страшный сон при поддержке друзей и близких. У нее ухудшилось общее состояние, ее лечащие врачи ей назначили антидепрессанты. Когда ее дочь лечилась в стационаре психиатрической больницы в (адрес), она параллельно получала профессиональную психологическую помощь у психолога, а также получала психологическую помощь в центре психотерапии и психологической помощи на (адрес).
Потеря ее любимой девочки Фаиночки подорвала в целом ее здоровье, общее состояние, до сих пор принимает антидепрессанты, плачет за внучку Фаечку, как без нее тяжело ей и ее дочери И., ТТА и А.. Не может привыкнуть и поверить в то, что ее нет с ними. Фаиночки ей очень не хватает, как ее любимой ласковой и веселой девочки. Она была очень похожа на нее, как говорили многие знакомые.
Они очень все переживают за состояние ТТА, которой, тяжелее всех - ведь они были такими дружными сестрами, так любили друг друга.
Истец Травкина И.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Травкиной Т.А., Слезин А.М., Радионова Н.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истца Травкиной И.В. - Ершов В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и обстоятельствам, изложенным в заявлении. Суду пояснил, что Травкина И.В. его дочь, он приходился дедом погибшей ТФА. Всезаявители проживали одной семьей, были привязаны друг к другу. Требования заявлены ими только о компенсации морального вреда, сумма определена исходя из тяжести страданий и переживаний, которые испытывают родители, сестра и бабушка погибшего ребенка, при этом родители не снимают с себя ответственности за произошедшее.
Ответчик Сорокина О.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования признала частично, указав, что не располагает денежными средствами в заявленном размере, после лишения права заниматься предпринимательской деятельностью дохода не имеет, имеет *****, в настоящее время *****, *****. Пояснила, что с семьей Травкиных находилась в дружеских отношениях, после случившегося также продолжала общаться с Травкиной И.В., которая никаких требований ни моральных, ни материальных к ней не предъявляла, напротив говорила о своей вине.
Представитель ответчика Сорокиной О.Ю. - адвокат Данилова Е.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании уточненные исковые требования считала завышенными, просила учесть материальное и семейное положение Сорокиной О.Ю., степень ее вины в случившемся, а также меру ответственности за случившееся родителей ребенка.
Выслушав объяснения участников процесса, свидетелей МСС и СКВ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Приговором Костромского районного суда Костромской области от ДДММГГГГ, вступившим в законную силу ДДММГГГГ, Сорокина О.Ю. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ***** УК РФ, и ей назначено наказание в виде *****
Приговором суда установлена вина Сорокиной О.Ю. в причинении по неосторожности смерти ТФА, ДДММГГГГ
Преступление совершено при следующих обстоятельствах: Сорокина О.Ю., являясь индивидуальным предпринимателем с основным видом деятельности - разведение домашних животных и руководителем общественной организации «Федерация ездового спорта (адрес)», с ДДММГГГГ профессионально занималась разведением собак породы сибирская хаски на земельном участке около (адрес) д. (адрес), зарегистрировала ДДММГГГГ в Российской кинологической федерации название питомника (заводскую приставку) «*****».
Согласно Правилам содержания животных в Середняковском сельском поселении, утвержденным решением Совета депутатов Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района от 03.11.2007 № 31, Сорокина О.Ю. как владелец животных обязана была принимать меры по недопущению фактов нахождения собак за территорией домовладения и питомника без присмотра и без намордника, меры, исключающие свободный доступ посторонних лиц, в том числе детей, на территорию, где находятся собаки. Для этого обеспечить надлежащее ограждение данной территории, наличие на дверях, воротах домовладения и места содержания собак запорных устройств, исключающих возможность их свободного открывания, наличие на домовладении и заборе питомника предупреждающих надписей о нахождении там собак.
ДДММГГГГ на территории домовладения Сорокиной О.Ю. по указанному выше адресу находились малолетние ТТА, ДДММГГГГ года рождения, и ТФА, ДДММГГГГ года рождения, безопасность которых в соответствии с вышеуказанными правилами и общепринятыми нормами должна была обеспечить Сорокина О.Ю.
ДДММГГГГ, около *****, малолетние ТТА и ТФА в целях сбора у собак мисок для воды, беспрепятственно, без сопровождения Сорокиной О.Ю. и других взрослых лиц через незапертую калитку забора прошли на территорию, где содержались не менее *****, в том числе часть *****
ТФА приблизилась к принадлежащей Сорокиной О.Ю. собаке породы сибирская хаски по кличке *****, содержащейся без намордника и без присмотра на цепи у внешней стороны забора, что не исключало свободный доступ к ней. Указанная собака напала на ТФА, причинила ей телесные повреждения в виде разрыва межпозвоночного диска, множественных рвано-укушенных ран лица, волосистой части головы и шеи, проникающий дырчатый перелом правой височной кости, которые в совокупности опасны для жизни, так как сопровождались угрожающим для жизни состоянием - острой массивной кровопотерей, причинили тяжкий вред здоровью и находятся в прямой причинной связи с наступлением смерти.
Смерть ТФА констатирована в ***** ДДММГГГГ в ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» и наступила от множественных укушено-рваных ран лица, волосистой части головы и шеи, сопровождавшихся массивным наружным кровотечением, осложнившихся острым малокровием организма, явившимся непосредственной причиной смерти.
Факт смерть ТФА ДДММГГГГ подтвержден свидетельством о смерти серии I-ГО №.
Из представленных суду документов усматривается, что ТФА приходилась Травкиной И.В. и САМ дочерью, ТТА - сестрой, Радионовой Н.М. - внучкой.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Установленные судебным актом обстоятельства, виновность ответчика Сорокиной О.Ю. в смерти малолетнего ребенка ТФА в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно абз. 2 п. 1, п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от дата № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная ***** и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой близкого человека.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Руководствуясь указанными нормами, с учетом установленных судом обстоятельств, наличия родственных и семейных отношений между Травкиной И.В., *****., Слезиным А.М., Радионовой Н.М. и погибшей ТФА, суд приходит к выводу, что компенсация морального вреда подлежит взысканию с Сорокиной О.Ю. в пользу каждого из заявителей.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывая степень нравственных страданий каждого из заявителей, вызванных гибелью малолетнего ребенка, а также принимая во внимание семейное и материальное положение ответчика Сорокиной О.Ю., которая имеет на иждивении *****, *****, при этом не лишена возможности изменить свое имущественное положение, трудоустроиться, приходит к выводу о возложении на Сорокину О.Ю. обязанности возмещения денежной компенсации морального вреда Травкиной И.В. и Слезину А.М. по *****, каждому, а ТТА и Радионовой Н.М. - по *****, каждой.
Согласно положениям ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, истцы при рассмотрении дел по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в установленном законом порядке, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, с ответчика Сорокиной О.Ю. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ *****
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ *****
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ *****
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ *****.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ *****
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.